Изучаем Положение о проведении строительного контроля
Объекты капитального строительства, финансируемые за счет средств бюджета, находятся под пристальным вниманием ревизоров, в помощь которым Правительство РФ недавно утвердило Положение о проведении строительного контроля*(1). Не стоит терять время тем, кого могут проверить, - бюджетным учреждениям - получателям бюджетных средств на строительство, реконструкцию и капремонт объектов: предлагаем вниманию читателей небольшой комментарий к небезынтересному документу.
Что представляет собой строительный контроль?
Ответ на этот вопрос дан в первоисточнике - Градостроительном кодексе. Строительный контроль проводится непосредственно в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Проверяется соответствие выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка (ст. 53 ГрК РФ).
Свое определение строительного контроля Минрегион дает в Письме от 30.04.2010 N 17906-ИП/08: это контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта. Строительный контроль не может быть проведен после выполнения других работ, а устранение недостатков по его результатам не может быть осуществлено без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. Становится ясна важность и актуальность Положения о проведении строительного контроля, которое следует применять с учетом других актов, регламентирующих порядок подобного контроля (Свод правил СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", одобренный Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 г. N 44, или СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", одобренные Постановлением Госстроя РФ от 19.04.2004 N 70).
Что контролирует заказчик, а что - подрядчик?
Участники строительства (подрядчик и заказчик) имеют разные права и обязанности. Поэтому в Положении о проведении строительного контроля установлены отдельные перечни процедур проверки: для подрядчика и для заказчика. В целях наглядности приведем действия участников строительства в сравнительной таблице.
Строительный контроль объектов | |
Со стороны подрядчика | Со стороны заказчика |
Проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль). Проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения продукции. Проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при строительстве объекта капитального строительства. Совместное с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами, и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Приемка законченных видов (этапов) работ. Совместная с заказчиком проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов | Проверка полноты и соблюдения сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов. Проверка соблюдения подрядчиком правил складирования и хранения продукции и достоверности документирования результатов контроля. Проверка полноты и соблюдения сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава операций по строительству объектов и достоверности документирования его результатов. Совместное с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Совместная с подрядчиком проверка соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий, нормам градостроительного плана земельного участка, техническим регламентам. Иные мероприятия для осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством или заключенным договором |
Бюджетные учреждения, как правило, выступают в роли заказчиков, но им также не помешает иметь представление о проверках подрядчика, так как не исключено, что отдельные процедуры контроля заказчик и подрядчик будут проводить совместно.
Отдельные процедуры строительного контроля
Входной контроль. Он проводится до момента применения строительных материалов в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставки, соответствия материалов требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил. Входной контроль возложен на заказчика. Он вправе провести в установленном порядке измерения и испытания стройматериалов своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации. При неудовлетворительных результатах входного контроля, когда строительные материалы не отвечают установленным требованиям, их использование в строительстве не допускается.
Контроль операций по строительству. Это основной этап строительного контроля, в ходе которого проверяются:
- соблюдение последовательности и состава выполняемых технологических операций, их соответствие требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
- соответствие качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Следить за всем этим может как подрядчик, так и заказчик капитального строительства. Напоминаем, мы разобрали только основные процедуры контроля. Есть и другие виды контрольных действий, предусмотренные законодательством или договором подряда.
Как оформляются результаты контроля?
Факт проведения контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления итогового документа - акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются также в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты составляются по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, в двух экземплярах и подписываются их представителями. По сути, акты являются теми документами, на основании которых стороны могут предъявлять друг другу претензии и одновременно отстаивать свои права и интересы. Если заказчик и подрядчик вместе проводят строительный контроль, им будет проще оформить результаты проверки.
Нормативы расходов заказчика на осуществление контроля
В связи с тем, что строительство, реконструкция и капитальный ремонт финансируются полностью или частично с привлечением бюджетных средств, устанавливаются нормативы расходов (п. 15 Положения о проведении строительного контроля). В отдельном приложении приведены нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля. Определяющей является стоимость строительства, которая не включает расходы на приобретение земельных участков и НДС, предъявленный поставщиками. При этом стоимость строительства исчисляется в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000. Вернемся к нормативам. Их два - по сумме расходов и по количеству занятых контролем работников. Для наглядности изобразим их на схеме.
/--------------------------------------\
| Нормативы расходов заказчика |
/--| на осуществление строительного |---\
| | контроля | |
| \--------------------------------------/ |
/-------------------------------\ /------------------------------------\
| По расходам заказчика на | | По численности работников |
| осуществление контроля | | заказчика, занятых контролем |
\-------------------------------/ \------------------------------------/
| /------------------------------------\ |
| | Зависят от стоимости | |
\--| строительства объектов |------/
/---------------------------------------------\
| | | |
------------------------------------------------------------------------
В процентах от | В млн. руб. | По количеству
стоимости | | человек
-----------------------+------------------------+-----------------------
2,14 | До 30 | 2
1,93 | От 30 до 50 | 3
1,81 | От 50 до 70 | 4
1,72 | От 70 до 90 | 5
1,61 | От 90 до 125 | 6
1,56 | От 125 до 150 | 7
1,47 | От 150 до 200 | 9
1,36 | От 200 до 300 | 12
1,28 | От 300 до 400 | 15
1,23 | От 400 до 500 | 18
1,18 | От 500 до 600 | 21
1,13 | От 600 до 750 | 25
1,09 | От 750 до 900 | 28
------------------------------------------------------------------------
Отдельное внимание уделено дорогостоящему строительству (стоимость превышает 900 млн. руб. в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года). Нормативы расходов определяются по следующей формуле:
, где:
H - норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля (в %);
С - стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000.
Допустим, стоимость строительства в базисном уровне цен составляет 1 млрд. руб. (1 000 млн.). Норматив расходов на осуществление строительного контроля будет равен 1,07% (0,04191 x / 1 000 млн.), а сами расходы составят 10,7 млн. руб. (1 000 млн. x 1,07%). Полученное значение указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой "Строительный контроль".
Не забудем и про другой показатель - численность работников заказчика, занятых строительным контролем. Она увеличивается на 1 человека на каждые 30 млн. руб. сверх 900 млн. руб. В нашем случае численность нужно увеличить на 3 работника ((1 000 - 900) / 30), в итоге общее количество контролеров составит 31 человек (28 (при 900 млн. руб.) + 3).
Все сказанное относится к заказчику. Осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет его накладных расходов, предусмотренных в цене договора строительного подряда (п. 13 Положения о проведении строительного контроля).
Несколько слов о проектной документации
В проектно-сметной документации закладываются все расходы подрядчика и заказчика. В ней также должны быть запланированы затраты, связанные с проведением строительного контроля. Но Положение о проведении строительного контроля появилось недавно, поэтому в проектно-сметной документации таких затрат может не быть, что не является основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации (абз. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ N 468). При отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства. При этом для расчета предельных затрат применяются выше рассмотренные нормативы расходов заказчика, установленные п. 15 Положения о проведении строительного контроля.
* * *
Как видим, Положение о проведении строительного контроля - небольшой, но конкретный в части выдвигаемых требований документ. Он начал действовать с июля 2010 года, и бюджетные учреждения уже могут взять его на вооружение при проведении строительного контроля возводимых (реконструируемых или ремонтируемых) объектов.
С. Булаев,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности"
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"