Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов
С 2010 года учреждения исчисляют и уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и ТФОМС (далее - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование. В этой статье выясним, на кого возложены функции по контролю за исчислением и уплатой страховых взносов, какими полномочиями наделены органы контроля, как осуществляется такой контроль.
Отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за исчислением и уплатой страховых взносов осуществляют два внебюджетных фонда (далее - органы контроля):
- ПФР и его территориальные органы - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
- ФСС - в отношении страховых взносов и страховых выплат на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Права и обязанности органов контроля
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля наделены следующими правами:
- требовать документы по формам, установленным государственными органами, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов;
- проводить проверки;
- вызывать в органы контроля на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах;
- определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению) плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике страховых взносов, а также данных об иных аналогичных плательщиках страховых взносов в случаях отказа плательщика страховых взносов допустить должностных лиц органа контроля за уплатой страховых взносов на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы;
- требовать от плательщиков страховых взносов, их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимку, а также пени и штрафы;
- требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов плательщика страховых взносов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды;
- получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения;
- обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;
- предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам.
В обязанности органов контроля входит (п. 3 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ):
- осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о страховых взносах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- ведение учета плательщиков страховых взносов;
- предоставление разъяснений о порядке уплаты страховых взносов и принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях органов контроля за уплатой страховых взносов и их должностных лиц, а также предоставление плательщикам страховых взносов формы расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения;
- сообщение сведений о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доведение до плательщиков страховых взносов сведений об изменении реквизитов этих счетов и иных сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- принятие решений о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направление оформленных на основании этих решений поручений соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществления зачета сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;
- направление плательщикам страховых взносов копий актов проверки, решения органа контроля за уплатой страховых взносов и требований об уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
- выдача по запросу плательщика страховых взносов справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов;
- осуществление по заявлению плательщика страховых взносов совместной сверки сумм уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;
- выдача копий решений, принятых органом контроля за уплатой страховых взносов.
Органы контроля имеют также другие права и несут другие обязанности, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ и федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды проверок
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона N 212-ФЗ органы контроля осуществляют контроль плательщиков страховых взносов в виде проведения камеральной и выездной проверок. Целью этих проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Камеральная проверка. Согласно ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ особенностями такой проверки является то, что:
- она проводится по месту нахождения органа контроля его уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями;
- для ее проведения не требуется какого-либо специального решения руководителя органа контроля;
- она осуществляется на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов;
- продолжительность камеральной проверки не превышает трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При проведении камеральной проверки органы контроля вправе одновременно проводить камеральную проверку уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС, а также правильности осуществления расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования и истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие эти расходы.
Выездная проверка. Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
Одновременно при проверке уплаты страховых взносов в ПФР органом контроля в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" может проводиться проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Кроме того, при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности осуществления расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Особенности проведения выездной проверки перечислены в ст. 35 Федерального закона N 212-ФЗ:
- такая проверка осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов. Если у него отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, она может проводиться по месту нахождения органа контроля;
- для выездной проверки нужно соответствующее решение руководителя (заместителя руководителя) органа контроля. Решение должно быть составлено по формам 9-ПФР, 9-ФСС РФ утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н (далее - Приказ N 957н). В нем должны содержаться следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество плательщика страховых взносов;
б) предмет проверки;
в) периоды, за которые проводится проверка;
г) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки;
- проверяемый период не должен превышать трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки;
- выездная проверка проводится органом контроля не чаще чем один раз в три года. При этом не учитывается количество проведенных выездных проверок обособленных подразделений плательщика страховых взносов;
- продолжительность проверки не может превышать двух месяцев. Срок ее проведения исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о ее проведении.
Плательщики страховых взносов обязаны обеспечить возможность должностных лиц органа контроля, проводящих выездную проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
В ходе проведения выездной проверки у плательщика страховых взносов могут быть истребованы необходимые для проверки документы. Ознакомление должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
а) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки. Приостановление проверки по этому основанию допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы;
б) для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
в) для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Приостановление и возобновление проведения выездной проверки должно быть оформлено соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, проводящего указанную проверку, по формам 10, 11, утвержденным Приказом N 957н.
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев. В течение этого периода органом контроля прекращаются действия по истребованию документов у плательщика страховых взносов, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, и приостанавливается проверка уплаты страховых взносов на территории (в помещении) плательщика страховых взносов.
Если у плательщика страховых взносов есть обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то их проверка проводится на основании решения органа контроля по месту нахождения этих обособленных подразделений. Срок проверки в таком случае не может превышать одного месяца.
В последний день проведения выездной проверки должностные лица, ее проводящие, обязаны составить справку о проведенной проверке по формам 12-ПФР, 12-ФСС РФ, утвержденным Приказом N 957н, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее плательщику страховых взносов (его уполномоченному представителю). В случае если плательщик страховых взносов (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, ее направляют плательщику страховых взносов по почте заказным письмом, и она считается полученной по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
Документы, истребуемые при проверке
Должностным лицом органа контроля, проводящим проверку, могут быть истребованы у проверяемого учреждения необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов (ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ).
Согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям N 11п*(1) органами контроля ПФР могут быть истребованы:
- учредительные документы учреждения;
- штатное расписание, список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;
- информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников учреждения;
- списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;
- расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;
- кассовые документы;
- банковские документы;
- договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг (с актами приема-сдачи работ);
- приказы (о приеме на работу, переводе на другую работу, предоставлении отпуска, прекращении трудового договора и др.);
- трудовые книжки работников;
- личные карточки формы Т-2;
- Табель учета рабочего времени;
- документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда;
- карточки налогоплательщика;
- при необходимости - другие документы.
Как видим, данный перечень не является закрытым, поэтому органы контроля могут истребовать и другие документы.
Вышеприведенные документы могут быть запрошены проверяющими из ФСС при проверке начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование. Помимо этих документов при проверке правильности осуществления расходов ими будут запрошены документы, приведенные в Методических указаниях N 81*(2).
В соответствии с п. 57, 60 Методических указаний N 81 при осуществлении контроля за исчислением пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам могут быть, в частности, истребованы:
- расчет суммы пособия;
- коллективный договор или локальный нормативный акт организации, которым установлены виды выплат работникам;
- заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.
Согласно п. 74 Методических указаний N 81 для проверки исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет потребуется:
- заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;
- заявление матери, находящейся в послеродовом отпуске, о его замене на отпуск по уходу за ребенком (если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам);
- расчет пособия;
- копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;
- копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);
- выписка из решения об установлении над ребенком опеки (при усыновлении или опекунстве);
- копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) или из органов соцзащиты о том, что она (он, они) не получает пособия.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов заверяются подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью проверяемого учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
К сведению. Требования нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган контроля или его должностному лицу, а также изъятия подлинников документов не допускается (п. 3 ст. 37 Федерального закона N 212-ФЗ).
Документы, затребованные органом контроля в ходе проверки, должны быть представлены в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования. Когда проверяемое учреждение не имеет возможности представить документы в данный срок, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц органа контроля о невозможности представления в названные сроки документов с указанием причин и сроков, когда учреждение может их представить.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) органа контроля вправе на основании этого уведомления либо продлить, либо отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15, утвержденной Приказом N 957н.
За отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, а также наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Оформление результатов проверки
Результаты проверки оформляются актом. Акт составляется должностными лицами органа контроля, проводившими камеральную проверку, по результатам которой выявлены нарушения, в течение десяти дней после окончания срока ее проведения.
По результатам выездной проверки должностными лицами органа контроля в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке составляется акт проверки.
Акты проверок подписываются лицами, ее проводившими, и лицом (его уполномоченным представителем), в отношении которого она проводилась. В случае отказа лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), в подписании акта, в нем делается соответствующая запись.
Акт проверки в течение пяти дней с момента его подписания вручается лицу, в отношении которого она проводилась, под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом если лицо уклоняется от получения акта проверки, данный факт отражается в акте, и он направляется по почте заказным письмом по месту нахождения учреждения (обособленного подразделения).
К сведению. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с момента отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Федерального закона N 212-ФЗ).
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня его получения вправе представить в орган контроля письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки
Акт и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней (ст. 39 Федерального закона N 212-ФЗ).
Руководством органа контроля проверяемое учреждение извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право на участие в процессе рассмотрения материалов указанной проверки. В случае неявки материалы рассматриваются в его отсутствие.
При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены акт, иные материалы, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его уполномоченного представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки.
В ходе рассмотрения материалов проверки исследуются представленные доказательства.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководство органа контроля устанавливает:
- нарушало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, законодательство РФ о страховых взносах;
- образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения;
- имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим федеральным законом;
- есть ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов проверки может быть вынесено одно из двух решений:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения (излагаются обстоятельства совершенного правонарушения со ссылкой на документы и иные сведения, указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф);
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа).
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указывается размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа, а также указывается размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
Решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его лицу, в отношении которого оно было вынесено.
Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Отметим, что если перечисленными способами вручить решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
На основании вступившего в силу решения в отношении проверенного учреждения ему направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа.
Обжалование результатов проверок
В соответствии со ст. 53 Федерального закона N 212-ФЗ учреждения, в отношении которых проводились контрольные мероприятия, могут обжаловать решения и иные акты ненормативного характера, а также действия (бездействие) должностных лиц.
Порядок обжалования материалов проверки изложен в ст. 54 Федерального закона N 212-ФЗ.
Жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) контроля подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда руководство учреждения узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 55 Федерального закона N 212-ФЗ).
К сведению. При пропуске по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок может быть восстановлен вышестоящим органом контроля (п. 3 ст. 55 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона N 212-ФЗ по итогам рассмотрения жалобы вышестоящий орган может вынести одно из нижеперечисленных решений:
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт;
- отменить решение и прекратить производство по делу о правонарушении;
- вынести новое решение по существу.
Решение по жалобе вышестоящим органом принимается в течение одного месяца с момента ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 56 Федерального закона N 212-ФЗ).
Подателю жалобы сообщается о вынесенном решении в течение трех дней со дня его принятия (п. 4 ст. 56 Федерального закона N 212-ФЗ).
А. Солнцева,
эксперт журнала "Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования".
*(2) Постановление ФСС РФ от 07.04.2008 N 81 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"