Микрофинансовые организации - конкуренты банкам?
В скором времени, похоже, на финансовом рынке в дополнение к уже действующим игрокам появится ещё одна "команда" - микрофинансовые организации. В Госдуме РФ прошли первое чтение проекты двух федеральных законов - "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Так как законопроекты внесены в парламент Кабинетом министров, особых проблем с их рассмотрением и принятием, думается, не будет.
Формальным поводом появления законопроектов послужил план действий по реализации программы антикризисных мер Правительства РФ, хотя "мода" на микрофинасирование возникла достаточно давно и кризис только стимулировал процесс законодательного оформления этой деятельности в РФ.
Цель законопроектов - обеспечить создание правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определить её особенности, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.
Потребность в правовом регулировании микрофинансовой деятельности некредитных организаций возникла в связи с увеличением объёма их работы в масштабах общего финансового рынка. Важное место в области небанковского финансирования реального сектора экономики занимает развитие микрофинансовых организаций, ориентированных на удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах малых предприятий и микропредприятий, особенно если принять во внимание всплеск безработицы как следствие разразившегося кризиса. Не секрет, что значительная доля малого бизнеса и населения имеет сложности с доступом к кредитным ресурсам коммерческих банков. Именно для них и требуется развивать альтернативные источники финансирования, одним из которых и призваны служить микрофинансовые организации. В этой связи требуется законодательное закрепление и специальная регламентация микрофинансовой деятельности для обеспечения дальнейшего развития финансового рынка.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на 1 января 2008 года рынок микрофинансовых услуг в части предоставления займов оценивался на уровне 25-27 млрд. руб., из которых 54% - займы, выдаваемые на развитие бизнеса, и 35% - на потребительские нужды. При этом 80% займов выданы со сроком погашения до года. Средний размер микрозайма в небанковском секторе составляет около 60 тыс. руб. при уровне просрочки по микрозаймам около 3%.
Принятие законопроекта "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" позволит регламентировать на уровне специального федерального закона отношения, не урегулированные действующим законодательством и связанные с созданием и деятельностью группы организаций, которые работают на российском рынке микрофинансовых услуг - недепозитных микрофинансовых организаций.
Законопроект направлен на формирование системы регулирования микрофинансовой деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями и коммерческими организациями в форме хозяйственных обществ, за исключением кредитных организаций и потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется специальными законами, что создаёт равные условия хозяйствования на финансовом рынке, а также формирует правовые условия для его дальнейшего развития.
К некоммерческим организациям, подпадающим под действие законопроекта, относятся государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. К примеру, на начало 2008 года в России действовало более 300 государственных и муниципальных фондов, распоряжающихся портфелем займов в сумме не менее чем 2,7 млрд. руб. и обслуживающих около 30 тыс. субъектов малого предпринимательства. Следующий по численности сегмент рынка - это частные фонды поддержки предпринимательства и некоммерческие партнёрства.
Важным аспектом, отличающим микрофинансовые организации, деятельность которых подпадает под действие законопроекта, от других организаций, оказывающих аналогичные услуги, является социальная направленность. Микрофинансовые организации дают возможность гражданам (в том числе безработным) получить заём на развитие собственного дела, приобретение оборудования, повышение квалификации работников, расширение спектра и повышение качества предоставляемых потребителям товаров и услуг.
Законопроект должен:
- обеспечить защиту прав и законных интересов добросовестных участников микрофинансового рынка и получателей микрофинансовых услуг (потребителей);
- определить принципы, формы, методы и ограничения участия государства в регулировании отношений, складывающихся между субъектами рынка, а также субъектами рынка и государством;
- содействовать повышению прозрачности и инвестиционной привлекательности микрофинансовых организаций и развитию инфраструктуры рынка.
Отметим, что рассматриваемый законопроект в числе ограничений для деятельности микрофинансовых организаций называет запрет на привлечение средств в виде займов от сторонних физических лиц. По замыслу авторов законопроекта это позволит минимизировать возможные финансовые риски, а также их последствия для финансовой системы в целом.
Под микрофинансированием авторы законопроекта понимают микрозаём, т.е. заём, предоставляемый заимодавцем заёмщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей. Правда, законопроект предполагает, что указанная сумма предельного размера микрозайма будет подлежать индексации в соответствии с коэффициентом-дефлятором, учитывающим изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
К микрофинансовой организации законопроект относит юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетных учреждений), некоммерческого партнёрства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесённое в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном проектом закона. Соответственно микрофинансовая деятельность - это деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на её осуществление, по предоставлению микрозаймов (микрофинансирование).
В этой связи важно отметить, что хотя по замыслу разработчиков законопроекта он не будет распространяться на кредитные организации, жилищные накопительные кооперативы, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, управляющие компании, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, тем не менее кредитным организациям, кредитным кооперативам, ломбардам и другим юридическим лицам не возбраняется осуществлять микрофинансовую деятельность в соответствии с законодательством РФ, регулирующим деятельность таких юридических лиц. Другими словами, кредитные организации как осуществляли микрофинансовую деятельность раньше, так и будут продолжать её осуществлять и после вступления в силу закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Скажем, те же экспресс-кредиты, а также многие кредиты для малого бизнеса можно рассматривать как микрофинансирование со стороны кредитных организаций.
Микрозаймы будут предоставляться микрофинансовыми организациями исключительно в валюте РФ в соответствии с законодательством РФ на основании договора микрозайма. Договором микрозайма может быть предусмотрена возможность предоставления микрофинансовой организацией целевого микрозайма с одновременным предоставлением микрофинансовой организации права осуществления контроля за целевым использованием микрозайма и возложением на заёмщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.
Работникам банков следует знать, что микрофинансовая организация вправе осуществлять наряду с микрофинансовой деятельностью иную деятельность с учётом ограничений, установленных действующим законодательством и учредительными документами, в том числе выдавать иные займы и оказывать услуги в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами. Кроме того, микрофинансовая организация может привлекать денежные средства в виде займов и (или) кредитов, добровольных (благотворительных) взносов и пожертвований, а также в иных не запрещённых федеральным законом формах. Исключение представляет запрет на привлечение денежных средств физических лиц. Однако данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации, и физических лиц, предоставляющих денежные средства микрофинансовой организации на основании договора займа в сумме 1,5 млн. руб. или более.
Микрофинансовой организации прямо запрещается осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Кроме того, ей запрещается выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами.
Микрофинансовая организация не может совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения находящегося в собственности микрофинансовой организации имущества, сделки, связанные с предоставлением обеспечения по обязательствам третьих лиц, а также сделки, влекущие за собой уменьшение имущества микрофинансовой организации, стоимость которого составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов микрофинансовой организации, определённой на основании данных бухгалтерской отчётности микрофинансовой организации на последнюю отчётную дату, без предварительного решения высшего органа управления микрофинансовой организации об одобрении сделки.
Микрофинансовая организация обязана гарантировать соблюдение тайны об операциях своих клиентов. Все работники микрофинансовой организации обязаны соблюдать тайну об операциях её клиентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых микрофинансовой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Микрофинансовые организации вправе в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О кредитных историях", предоставлять имеющуюся у них информацию, необходимую для формирования кредитных историй, в отношении своих заёмщиков в бюро кредитных историй, включённое в государственный реестр бюро кредитных историй.
Заёмщик, являющийся физическим лицом, в том числе индивидуальный предприниматель, вправе досрочно полностью или частично возвратить микрофинансовой организации сумму микрозайма без применения микрофинансовой организацией штрафных санкций, предварительно письменно уведомив микрофинансовую организацию не менее чем за 10 календарных дней.
Государственное регулирование деятельности микрофинансовых организаций осуществляется уполномоченным органом. Уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики в сфере микрофинансовой деятельности, определяемый Правительством РФ. Какой федеральный орган исполнительной власти будет выбран в качестве уполномоченного органа, пока неизвестно.
В связи с включением микрофинансовых организаций в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, придётся уточнить отдельные положения Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
Кроме того, представляется необходимым включить микрофинансовые организации независимо от организационно-правовой формы в состав инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.07 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По замыслу разработчиков законопроекта деятельность микрофинансовых организаций будет осуществляться на принципах дополнения банковского предложения в секторах, не занятых банками. Другими словами, предполагается, что ниши, в которых осуществляют свои операции кредитные и микрофинансовые организации, не пересекаются. И это, мол, приведёт к ускорению развития и банков, и небанковских микрофинансовых организаций. Однако, на наш взгляд, полностью исключить конкуренцию между кредитными и микрофинансовыми организациями вряд ли возможно, хотя и следует признать, что банки действительно не слишком жалуют клиентов, с которыми главным образом и придётся работать микрофинансовым организациям. Тем не менее масса потенциальных заёмщиков, на которых сориентированы микрофинансовые организации (физические лица, малый бизнес), очень неоднородна. И банки, безусловно, постараются "снять сливки" с этого контингента.
Банкам было бы неразумно отказываться от микрофинансирования только на том основании, что суммы микрокредитов относительно невелики по сравнению с трудозатратами на проверку кредитоспособности заёмщиков и оформление кредитов. Микрокредиты, уменьшая риск на одного заёмщика, тем самым диверсифицируют риски в целом. Нельзя не учитывать, что наиболее достойные заёмщики из числа крупных и средних предприятий уже давно "прикормлены" и переманить к себе такого завидного заёмщика непросто, особенно банку, не располагающему соответствующими ресурсами и возможностями.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что вопрос о конкуренции между кредитными и микрофинансовыми организациями будет решаться ими самими на практике, а не в соответствии с замыслом авторов законопроекта.
Конечно же, коль скоро микрофинансовым организациям будет предоставлено право привлекать денежные средства в виде кредитов, то они могут выступать и в качестве клиентов коммерческих банков. Привлекательность микрофинансовых организаций в качестве клиентов банков во многом будет зависеть от качества портфеля микрозаймов микрофинансовой организации. И банкам, скорее всего, придётся идти на компромисс, либо осуществляя микрофинансирование напрямую, выдавая микрокредиты заёмщикам, либо кредитуя микрофинансовые организации. Впрочем, одно не исключает другого.
А. Сперанский
"Бухгалтерия и банки", N 8, август 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
http://www.bib.bankir.ru