Говорить, думать и составлять договор - разные понятия
Количество коммерческих споров, связанных с невыполнением требований договора, с их нарушением, с неоплатой, с поставкой не вовремя, по-прежнему увеличивается. Сложная экономическая ситуация явилась катализатором возникновения большого количества дел подобного рода.
Типичные ошибки при заключении договоров возникают из-за невнимательности и надежды на русское "авось". Исполнитель не должен лениться и должен скрупулезно прописывать все в договоре. Особенно если дело касается оказания интеллектуальных услуг. В таких случаях очень часто стороны говорят одно, думают о разном, а в договор вписывают какое-то третье понятие. В ходе работы они что-то уточняют, меняют, от чего-то отказываются. Исполнитель должен прописывать все изменения в дополнительных соглашениях к договору. Иначе снова возникает такая ситуация, когда заказчик говорит: "Да вы что! Я уже пять раз передумал. В договоре у нас этого нет. В акте вы какую-то ахинею написали, а отчет я вообще не получал. И вообще эта крупная сделка не была одобрена акционерами. Будьте любезны, верните мои миллионы..." Такого накала страстей даже в театрах нет!
Ни один нормальный человек не стремится попасть в суд, для него это экстраординарная ситуация, которой он всячески избегает, старается со всеми договориться по-хорошему. Но бывают и такие случаи, когда без этого просто не обойтись. Например, у заказчика мало денег или ваша работа вдруг стала не нужна... Документы, которые были оформлены, понадобятся в суде.
Чтобы минимизировать риски, в договоре должны быть заложены классические юридические инструменты: поручительство, задаток, залог, штраф за нарушение его требований. Иногда случается так, что даже если вы судитесь с должником и выигрываете, то вы все равно не получаете денег, потому что у компании их нет. Поэтому вы, заключая договор, например, на поставку стройматериалов, можете потребовать, чтобы директор предприятия, иное третье лицо поручились по нему своим имуществом.
Ю. Крузе,
кандидат юридических наук,
генеральный директор компании "ТМ-Сервис"
(Нижний Новгород)
"Управление персоналом", N 17, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.