Поговорим о МРОТ
Минимальный размер оплаты труда с 1 июля 2000 года устанавливается специальным Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". С начала прошлого года законодатель довёл его размер до 4330 рублей в месяц (ст. 1 закона N 82-ФЗ).
Использование
Само понятие "минимальный размер оплаты труда" говорит о его предназначении: оно применяется для регулирования оплаты труда. На это указывается и в статье 3 упомянутого закона N 82-ФЗ.
- при оплате труда
Конституцией Российской Федерации каждому её гражданину гарантируется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37).
Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений, закреплённых статьёй 2 Трудового кодекса РФ, является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи. При этом размер заработной платы не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается в том числе и величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (ст. 130 ТК РФ). Статья 133 ТК РФ уточняет, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статьёй же 421 ТК РФ предусматривается, что порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. Однако пока такой закон не принят.
Поэтому работодатели в настоящее время не обязаны выплачивать работникам заработную плату в размере, соответствующем или превышающем прожиточный минимум. Необходимо лишь выполнять требование в части МРОТ.
Отметим, что почти год с 6 октября 2006 года по 31 августа 2007 года в упомянутой статье 133 ТК РФ существовала более жёсткая норма для работодателей. Размеры:
- тарифных ставок;
- окладов (должностных окладов);
- базовых окладов (базовых должностных окладов);
- базовых ставок заработной платы -
по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (абз. 8 ст. 133 ТК РФ).
Эта норма защищала интересы неквалифицированных работников при оплате труда. Кроме оклада во многих случаях работнику выплачиваются и иные денежные суммы - доплаты, надбавки, стимулирующие выплаты. Вероятность регулярного их получения не столь уж и велика. Но каждый месяц при отработке нормы рабочего времени работнику полагалось платить оклад, величина которого не могла быть ниже МРОТ. Соответственно, если сотрудник показал лучшие результаты труда, то его заработная плата должна была превысить установленную величину МРОТ.
Но, к сожалению, упомянутый абзац 8 статьи 133 ТК РФ был упразднён Федеральным законом от 20.04.07 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
Заработная плата согласно абзацу 1 статьи 129 ТК РФ складывается:
- из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Многие работодатели решили, что при повышении МРОТ увеличивать оклады не столь уж и обязательно. Работнику можно начислить выплаты, к примеру, за дополнительную работу в течение рабочего дня и за его пределами или переработку по графику. Таким образом, сотрудник получал установленный законом МРОТ не за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнение должностных обязанностей, а за дополнительную нагрузку, пределы которой определялись самим работодателем.
Пример 1
В организации работают четыре охранника (дежурство осуществляется сутками), их оклад - 2400 руб. Для них установлен суммированный учёт времени с учётным периодом месяц. В сентябре 2010 года один работник уходит в отпуск, ему в этом месяце надлежало отработать 7 смен, которые были распределены между оставшимися товарищами. В итоге у каждого из них за этот месяц отработано по 220 часов, из них 80 часов приходится на ночное время суток. Согласно исходному графику два работника в сентябре должны были отработать по 176 часов, третий же - 154 часа. Норма рабочего времени в сентябре - 176 часов. Доплата за каждый час работы в ночное время составляет 20% их часового оклада.
При исчислении заработной платы за сентябрь каждому из охранников работодатель к их окладу присовокупил доплаты за сверхурочную работу и за работу в ночное время.
Сверхурочная работа согласно статье 152 ТК РФ оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Исходя из этого доплата у двух работников составила 1186,36 руб. ((40,91 руб. (2400 руб. / 176 ч. х 2 ч. х 1,5)) + (1145,45 руб. (2400 руб. : 176 ч. х (220 ч. - 176 ч. - 2 ч.) х 2))), у третьего - 1786,36 руб. (40,91 руб. + (1745,45 руб. ((220 ч. - 154 ч. - 2 ч.) х 2))). У третьего охранника в сентябре оказалось отработано 66 часов (220 - 154) сверхурочно, поскольку по графику он должен был отработать в этом месяце 154 часа (у первых двух таковых оказалось лишь 44 часа (220 - 176)).
Доплата за работу в ночное время у всех троих работников - 218,18 руб. (2400 руб. / 176 ч. х 80 ч. х 20%).
Итого начислено: первым двум работникам - 3804,54 руб. (2400 + 1186,26 + 218,18), третьему - 4404,54 руб. (2400 + 1786,36 + 218,18).
Исчисленная заработная плата у двух охранников менее МРОТ (3804,54 < 4330). Поэтому каждому из них работодатель доначислил за сентябрь недостающую до установленного законом минимального размера начислений сумму - 525,46 руб. (4330 - 3804,54).
Всего же на зарплату охранникам работодатель в сентябре направил 13 064,54 руб. (4330 + 4330 + 4404,54).
Если бы в сентябре работали все четыре охранника, то расходы на их зарплату у работодателя составили бы 17 320 руб. (4330 х 4). Каждому из них причитался бы оклад 2400 руб. и доплата за ночное время, величина которой будет меньше 218,18 руб., так как общее количество часов ночной работы 240 часов (80 ч. х 3) перераспределилось бы на четверых.
Поскольку совокупности этих величин за месяц не превосходят МРОТ, то работодатель вынужден был бы каждому из работников доначислить недостающую до минимального размера начислений сумму.
Специалисты Минздравсоцразвития России неоднократно подчёркивали, что после 1 сентября 2007 года начисленная работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени (выполнившему нормы труда), заработная плата за месяц, включая:
- оклад (тарифную ставку);
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и
- другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, -
должна быть не менее установленного законом МРОТ.
Верховный суд РФ в определении от 10.09.08 N 83-Г08-11 подтвердил правомерность указанного выше подхода при определении величины заработной платы, исходя из размера МРОТ. По мнению высших судей, с указанной даты работодатели освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов и размера МРОТ. При этом размеры тарифных ставок, окладов, базовых ставок зарплаты по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ. Однако производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время в сумме не могут быть менее МРОТ.
Конституционный суд РФ в определении от 01.10.09 N 1160-О-О указал, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже этого размера.
Лишь в первоначальной редакции разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике, приведённых в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2009 года (утв. постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.03.10), прозвучало иное. По мнению высших судей, размеры:
- тарифных ставок;
- окладов (должностных окладов);
- базовых окладов (базовых должностных окладов);
- базовых ставок заработной платы, -
определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой статьи 133 ТК РФ. При этом не учитываются компенсационные, стимулирующие, а равно социальные выплаты, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда.
Но, к сожалению, данное разъяснение было отозвано спустя квартал (п. 2 информации для сведения Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10.06.10).
Отметим, что причиной упразднения нормы абзаца 8 статьи 133 ТК РФ стала проводимая политика по экономии расходов бюджетных средств. Органы государственной власти с 1 сентября 2007 года были освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и МРОТ. Следовательно, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников они могут устанавливать и ниже МРОТ.
И этим положением, естественно, пользовались. Так, в приложении к приказу Минэкономразвития России от 12.09.08 N 275 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минэкономразвития России, по видам экономической деятельности" рекомендуемый минимальный оклад для рабочих первого квалификационного уровня - 1940 руб., для служащих этого же квалификационного уровня - 2085 руб.
Началось же всё двумя годами ранее, когда из системы основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ) был исключён абзац 3 - о величине минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации (п. 4 ст. 138 Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Упомянутым законом N 54-ФЗ в ТК РФ была введена статья 133.1, устанавливающая положения о размере минимальной заработной платы в субъекте РФ.
Размер МРОТ в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате. Устанавливается он:
- с учётом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;
- для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. При этом руководитель уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, которым является Минздравсоцразвития России (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.04 N 321).
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространённым на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует, не может быть ниже размера МРОТ в этом субъекте РФ, при условии что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
При направлении же мотивированного письменного отказа в присоединении работодателю надлежит к нему приложить:
- протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и
- предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.
На начало лета текущего года региональный МРОТ действовал в 27 из 83 субъектов РФ. Так, на территории Московской области с 1 января 2010 года установлена минимальная заработная плата на уровне 6700 руб. (Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2010 год от 24.12.09 N 48). Это соглашение распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории Московской области, - как юридических лиц (организации), так и индивидуальных предпринимателей. Исключение составляют только организации, финансируемые из федерального бюджета.
В Москве же с 1 мая 2010 года МРОТ составляет 10 100 руб. До этого его размер был 9500 руб., и вводилась эта сумма с 1 января текущего года (Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 22.12.2009).
Некоторые случаи применения МРОТ при установлении размеров выплат, отличных от заработной платы, предусмотрены непосредственно в ТК РФ. Так, работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, может устанавливаться сокращённая рабочая неделя. В этом случае за время освобождения от работы им должны выплачивать 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже МРОТ (ст. 173-175 ТК РФ).
Пример 2
Симонов в июне текущего года закончил колледж по вечерней форме обучения. С февраля по май ему по согласованию с работодателем была установлена рабочая неделя, сокращённая на 7 часов (ежедневно в рабочие дни с понедельника по четверг он уходит с работы на час раньше, в пятницу - на три). Средний часовой заработок Симонова составил в феврале 50,98 руб./ч., марте - 50,94 руб./ч., апреле - 50,86 руб./ч., мае - 50,36 руб./ч.
50% среднего заработка, подлежащего сохранению за работником за время освобождения от работы: в феврале - 25,49 руб./ч. (50,98 руб./ч. х 50%), марте - 25,47 руб./ч. (50,94 руб./ч. х 50%), апреле - 25,43 руб./ч. (50,86 руб./ч. х 50%), мае - 25,18 руб./ч. (50,36 руб./ч. х 50%).
При этом сумма сохраняемого заработка не должна быть ниже исчисленной исходя из МРОТ. В соответствии с производственным календарём на 2010 год при 40-часовой рабочей неделе рабочее время (в часах) в феврале - 151 час, марте - 176 часов, апреле - 175 часов, мае - 152 часа. Исходя из этого минимальная сумма, которую надлежало сохранять за Симоновым за каждый час освобождения от работы в период применения сокращённой рабочей недели в связи с завершением обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования, составляла:
в феврале - 28,68 руб./ч. (4330 руб. / 151 ч.);
марте - 24,60 руб./ч. (4330 руб. : 176 ч.);
апреле - 24,74 руб./ч. (4330 руб. : 175 ч.);
мае - 28,49 руб./ч. (4330 руб. : 152 ч.).
Таким образом, фактически за каждый час освобождения от работы по основанию, предусмотренному статьёй 174 ТК РФ, Симонову необходимо было начислять:
- в феврале и мае - суммы исходя из МРОТ соответственно по 28,68 руб./ч. и 28,49 руб./ч., поскольку величина, исчисленная из него в этих месяцах, превосходит половину фактического среднего часового заработка работника (28,68 > 25,49 и 28,43 > 25,18);
- в марте и апреле - суммы исходя из 50% фактического среднего часового заработка, то есть по 25,47 руб./ч. и 25,43 руб./ч., так как он в эти месяцы превышает минимальную сумму, исчисленную исходя из МРОТ (25,47 > 24,60 и 25,43 > 24,74).
Второй случай, когда необходимо аналогичное сравнение, - выплата стипендии ученикам в период ученичества. Её размер определяется ученическим договором в зависимости от получаемой профессии, специальности, квалификации, при этом он не может быть ниже МРОТ (ст. 204 ТК РФ).
МРОТ, как говорилось выше, - это нижняя граница заработной платы за полный месяц при полном выполнении норм рабочего времени и норм труда. Если работник проработал неполный месяц (например, устроился на работу не с первого числа месяца, или уволился не последним числом месяца, или болел, или был в отпуске и т.д.), то сумма начисленной ему за данный месяц заработной платы может быть и ниже МРОТ.
Трудовое законодательство допускает работу на условиях неполного рабочего времени - неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели (ст. 93 ТК РФ). Работа по совместительству изначально является работой с неполным рабочим днём (ст. 284 ТК РФ). В таких случаях оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объёма работ. Соответственно, и проверять соблюдение требований статьи 133 ТК РФ в части начисления зарплаты надлежит в той же пропорции.
Пример 3
По заявлению секретаря Симаковой ей установлен режим работы в виде неполного рабочего дня продолжительностью 5 часов ежедневно. В сентябре она отработала все 22 рабочих дня.
Норма рабочего времени (в часах) при 40-часовой рабочей неделе в сентябре - 176 часов. Согласно установленному режиму работы Симакова в этом месяце отработала 110 ч. (5 ч./дн. х 22 дн.). Начисленная ей сумма заработной платы не может быть меньше 2706,25 руб. (4330 руб. / 176 ч. х 110 ч.).
Выплата зарплаты ниже минимально установленной законом и (или) региональным соглашением является нарушением трудового законодательства.
Налоговики в своё время разъяснили, что начисление и выплата заработной платы в размере, меньшем, чем законодательно установленный минимальный размер оплаты труда, не является налоговым правонарушением, в результате совершения которого наступает ответственность по статье 122 НК РФ (письмо ФНС России от 19.03.09 N 3-6-04/66). Напомним, что указанной статьёй 122 НК РФ предусмотрено наложение штрафных санкций за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Контроль за правильностью начисления заработной платы работодателем возложен на территориальные органы инспекции труда. Налоговики же при установлении фактов выплаты зарплаты ниже МРОТ в ходе мероприятий налогового контроля вправе направить информацию в территориальную инспекцию труда.
Именно инспекция труда по результатам проверочных мероприятий имеет право наложить санкцию в виде административного штрафа как на работодателя, так и на руководителя организации, в частности, и за рассматриваемое нарушение (ст. 51 и гл. 57 ТК РФ, ст. 23.12 КоАП РФ).
Если работодатель выплачивает зарплату ниже федерального или регионального МРОТ, то ему грозит административный штраф, предусмотренный статьёй 5.27 КоАП РФ:
юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 30 000 до 50 000 руб.;
должностное лицо организации - от 1000 до 5000 руб.;
индивидуальный предприниматель - от 1000 до 5000 руб.
При этом наложение штрафа на организацию не освобождает от ответственности должностное лицо и наоборот.
Если должностное лицо организации повторно будет уличено в несоблюдении законодательства об оплате труда, то его могут подвергнуть дисквалификации на срок от года до трёх лет.
- при расчёте пособий
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребёнком до полутора лет регламентируется Федеральным законом от 29.12.06 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". По поручению законодателя Правительство РФ в развитие этого закона утвердило Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (постановление от 15.06.07 N 375).
В данных нормативных актах используется понятие "минимальный размер оплаты труда". Так, МРОТ применяется:
при начислении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, если страховой стаж застрахованного лица составляет менее шести месяцев (п. 6 ст. 7, п. 3 ст. 11 закона N 255-ФЗ, п. 20 положения N 375);
при наличии оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности, предусмотренных статьёй 8 закона N 255-ФЗ:
- со дня нарушения без уважительных причин режима, предписанного лечащим врачом, или неявки без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или проведение медико-социальной экспертизы (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 8 закона N 255-ФЗ, п. 22 положения N 375);
- за весь период нетрудоспособности, в случае если заболевание или травма наступили вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением (подп. 3 п. 1 ст. 8 закона N 255-ФЗ, п. 22 положения N 375);
при начислении лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с пунктом 3 статьи 2 закона N 255-ФЗ (адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), частнопрактикующим нотариусам и т.д.), пособий:
- по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (п. 2.1 ст. 14 закона N 255-ФЗ, п. 15 положения N 375);
- по уходу за ребёнком до полутора лет (п. 2.1 ст. 14 закона N 255-ФЗ, п. 23 положения N 375). При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, установленного Федеральным законом от 19.05.95 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
при исчислении среднего заработка для начисления пособий в случаях, предусмотренных пунктом 11.1 положения N 375, а именно - когда:
- работник не имел заработка:
- ни в расчётном периоде (в течение последних 12 календарных месяцев работы или службы у данного страхователя),
- ни в месяце наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком),
- ни за последние 12 календарных месяцев работы или службы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая;
- и при этом данному работнику не установлены тарифная ставка, должностной оклад или денежное содержание (вознаграждение).
Во всех случаях, кроме третьего, в расчёт необходимо принимать МРОТ, увеличенный на районный коэффициент, применяемый к заработной плате в соответствующих районах и местностях.
Таким образом, МРОТ не увеличивается на районный коэффициент при исчислении больничных, декретных и детских пособий только при начислении пособий лицу, добровольно вступившему в отношения по обязательному социальному страхованию. Причём начисление пособий в этом случае производит территориальный орган ФСС России.
В остальных же случаях, когда начисление пособия производит работодатель, МРОТ надлежит использовать с учётом районных коэффициентов.
Увеличивать МРОТ на величину районных коэффициентов с 1 января текущего года необходимо и при наличии оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности в порядке, установленном пунктом 1 статьи 8 закона N 255-ФЗ (п. 2 ст. 8 закона N 255-ФЗ в редакции закона N 213-ФЗ). Напомним, что до этого в таких ситуациях в расчёт принимался МРОТ без учёта районных коэффициентов.
Пример 4
Менеджер Альминович находился на больничном с 26 августа по 7 сентября 2010 года включительно. При этом 30 августа он без уважительных причин не явился на врачебный осмотр. Средний дневной заработок Альминовича - 785,27 руб., его страховой стаж на момент заболевания - 8 лет, 6 месяцев и 3 дня. В регионе применяется районный коэффициент, составляющий 50% (1,5).
Причина неявки на врачебный приём, изложенная в представленной Альминовичем объяснительной, руководством организации признана неуважительной.
Так как застрахованным лицом 30 августа было допущено нарушение, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 закона N 255-ФЗ, при расчёте пособия по временной нетрудоспособности надлежит:
за первые четыре календарных дня болезни (с 26 по 29 августа включительно) начислить пособие исходя из среднего дневного заработка работника с учётом его страхового стажа;
за оставшиеся 9 календарных дней - начиная со дня нарушения (30 августа) по последний день болезни (7 сентября) - пособие исчисляется исходя из МРОТ с учётом районного коэффициента.
Поскольку средний дневной заработок Альминовича, исчисленный в установленном порядке за расчётный период с 1 августа 2009 года по 31 июля 2010 года включительно, 785,27 руб., меньше предельного размера среднего дневного заработка для исчисления пособия в 2010 году, составляющего 1136,99 руб./дн. (415 000 руб. / 365 дн.), то эта величина используется при расчёте пособия за первые четыре дня болезни. Страховой стаж работника составляет 8 лет, 6 месяцев и 3 дня, поэтому пособие ему назначается в размере 100% среднего заработка (подп. 1 п. 1 ст. 7 закона N 255-ФЗ).
Следовательно, за первые четыре календарных дня болезни ему будет начислено 3141,08 руб. (785,27 руб./дн. х 100% х 4 дн.).
При начислении пособия за оставшиеся девять календарных дней (п. 22 положения N 375) вначале определяется:
- размер дневного пособия - как частное от деления минимального размера оплаты труда (с учётом районного коэффициента) на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится соответствующий период временной нетрудоспособности, а затем
- сумма пособия, подлежащая выплате, - как произведение размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на соответствующий период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
Исходя из этого:
- пособие за оставшиеся дни августа начиная со дня нарушения (два дня - 30-е и 31-е) - 419,04 руб. (209,52 руб./дн. х 2 дн.), где 209,52 руб./дн. (4330 руб. х 1,5 : 31 дн.) - размер дневного пособия в этом месяце;
- пособие за дни болезни, приходящиеся на сентябрь (семь календарных дней с 1-го по 7-е), - 1515,50 руб. (216,50 руб./дн. х 7 дн.), где 216,50 руб./дн. (4330 руб. х 1,5 : 30 дн.) - размер дневного пособия в сентябре.
Таким образом, общая сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленная Альминовичу, составляет 5075,62 руб. (3141,08 + 419,04 + 1515,50).
Начисление пособия производится:
- за первые два календарных дня болезни - 1570,54 руб. (785,27 руб./дн. х 2 дн.) за счёт средств работодателя;
- начиная с третьего календарного дня больничного - 3505,08 руб. (5075,62 - 1570,54) за счёт средств ФСС России (в уменьшение суммы начисленных страховых взносов в ФСС России, в дебет счёта 69 субсчёт "Расчёты с ФСС России").
Исходя из этого в бухгалтерском учёте совершаются следующие записи:
- 1570,54 руб. - начислено пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня болезни;
Дебет 69 субсчёт "Расчёты с ФСС России" Кредит 70
- 3505,08 руб. - начислено пособие по временной нетрудоспособности за остальные дни болезни.
Сумма начисленного пособия, 5075,62 руб., включается в доход Альминовича при исчислении НДФЛ (п. 1 ст. 210, п. 1 ст. 217 НК РФ).
На эту величину не начисляются страховые взносы:
- по видам государственного обязательного страхования (подп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования");
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765).
- при исчислении страховых взносов
Величина МРОТ используется также для определения стоимости страхового года (ст. 13 закона 212-ФЗ). Исходя из этой стоимости рассчитываются суммы страховых взносов, подлежащие уплате в ПФР, ФФОМС и ТФОМС индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами, занимающимися частной практикой. К этой категории плательщиков относятся и главы крестьянских (фермерских) хозяйств, которые должны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз (п. 2 ст. 13 закона N 212-ФЗ):
,
где - сумма страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда - ПФР, ФФОМС или ТФОМС; - стоимость страхового года; МРОТ - минимальный размер оплаты труда на 1 января года, за который подлежат уплате страховые взносы; - тариф страховых взносов в бюджет соответствующего внебюджетного фонда.
Аналогичным образом определяется и сумма взносов в ФСС России лицами, добровольно вступающими в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 4.5 закона N 255-ФЗ).
С учётом этого суммы страховых взносов в текущем году для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав КФХ составляют:
10 392,00 руб. (4330 руб. х 12 х 20%) - в Пенсионный фонд РФ;
571,56 руб. (4330 руб. х 12 х 1,1%) - в Федеральный фонд ОМС;
1039,20 руб. (4330 руб. х 12 х 2%) - в территориальный фонд ОМС.
При этом начисленная сумма страховых взносов в ПФР лицами 1966 года рождения и старше полностью направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии. Лицами же 1967 года рождения и моложе эта сумма уплачивается двумя платежами:
- 7274,40 руб. (4330 руб. х 12 х 14%) - на финансирование страховой части трудовой пенсии и
- 3117,60 руб. (4330 руб. х 12 х 6%) - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, в 2010 году для самозанятых лиц общий размер страховых взносов в бюджеты ПФР и фонды ОМС равен 12 002,76 руб. (10 392,00 + 571,56 + 1039,20).
Главы КФХ должны уплачивать взносы как за себя, так и за всех членов КФХ. Исходя из этого общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 14 закона N 212-ФЗ).
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчётными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.
Если индивидуальный предприниматель (адвокат, нотариус, глава КФХ) вступил в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с ФСС России, то ему надлежит перечислить в этот фонд в текущем году страховые взносы в сумме 1506,84 руб. (4330 руб. х 12 х 2,9%).
Уплатить же все суммы страховых взносов за 2010 год необходимо до 31 декабря в любое время в течение года (п. 2 ст. 16 закона N 212-ФЗ). Можно осуществить это либо единой суммой, либо по частям.
За нарушение сроков уплаты страховых взносов органы контроля (территориальные отделения ПФР и ФСС России) вправе взыскать недоимку, начислить пени (п. 2 ст. 18, ст. 25, подп. 6 п. 1 ст. 29 закона N 212-ФЗ).
Е. Петров,
ООО "Травзагот"
"Практический бухгалтерский учет", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455