Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 июля 2010 г. N КА-А40/7677-10 по делу N А40-57196/08-122-19
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дормедонов В.В., доверенность от 20.08.2009 года;
от заинтересованного лица: Важина А.Н., доверенность от 30.06.2010 года N 4-47-10703/0; Киселева Е.В., доверенность от 21.08.2009 года N 4-47-12305/9; Коренева О.А., доверенность от 11.10.2009 года;
от третьих лиц: Москонтроль - Коренева О.А., доверенность от 12.07.2010 года N 01-01-12-2642/09; ДЗР - Тупенкова М.А., доверенность от 28.12.2009 года N 334-3050/9,
рассмотрев 15 июля 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы на решение от 11 января 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Девицкой Н.Е., на постановление от 20 апреля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Захаровым С.Л., Москвиной Л.А., Гончаровым В.Я. по заявлению ЗАО "Народное торговое предприятие" к ответчику (заинтересованному лицу) Правительство города Москвы третьи лица: ООО "Геоконти", Департамент земельных ресурсов города Москвы, Контрольный комитет города Москвы о признании незаконным бездействия, установил:
ЗАО "Народное торговое предприятие" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Москвы, выразившегося в не издании в установленном порядке распоряжения о строительстве Обществом гостиницы категории "три звезды" на 300 номеров по адресу: ул. Старокачаловская, вл. 3, не утверждении Акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства гостиницы от 20 декабря 2006 года N А-2974/19 и об обязании Правительства Москвы в течение одного месяца со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу принять решение о проектировании и строительстве Обществом гостиницы категории 3 звезды на 300 номеров общей площадью 34 500 кв. м на земельном участке (кадастровый номер 77:06:110:04:042) площадью 1.09 га по адресу: ул. Старокачаловская ул., вл. 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2010 года, заявленное по делу требование удовлетворено в полном объеме.
Правительство Москвы и Контрольный комитет города Москвы (далее - Москонтроль) не согласились с принятыми по делу судебными актами и подали кассационную жалобу, в которой просят их отменить как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и норм процессуального права, а также на основании несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы и ДЗР требования кассационной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт. В судебном заседании и представленном отзыве на кассационную жалобу представитель Общества возражал против доводов кассационной жалобы, просил ранее принятые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "ГеоКонти", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителя в суд не направило. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и заслушав возражения представителя Компании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебного акта.
Как установлено судами двух инстанций, решением Арбитражного суда города Москвы от 6 мая 2009 года по делу N А40-96398/08-94-665, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2009 года N 09АП-11638/2009-АК и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 ноября 2009 года N КА-А40/10808-09, установлены следующие обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не подлежат доказыванию вновь по настоящему делу.
Постановлением Правительства Москвы от 28 мая 1996 года N 449 (в ред. постановлений Правительства Москвы от 15 июля 1997 года N 529, от 28 апреля 1998 года N 329, распоряжений Мэра Москвы от 13июля 1998 года N 710-РМ, от 17 августа 1999 года N 872-РМ) утверждена Программа развития гостинично-туристского комплекса Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 19 августа 2003 года N 688-ПП "О схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2005 года" (в редакции Постановлений Правительства Москвы от 9 марта 2004 года N 136-ПП, от 7 декабря 2004 года N 869-ПП, от 29 марта 2005 года N 164-ПП) одобрена Схема размещения гостиниц в городе Москве с адресным перечнем земельных участков для размещения гостиниц на территории административных округов города Москвы.
В соответствии с пунктом 3 постановления правительства Москвы от 19 августа 2003 года N 688-ПП и на основании решения Городской комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию (протокол от 17 декабря 2003 года N 50) Комитет внешнеэкономической деятельности города Москвы оформил акт от 16 марта 2004 года N 1401 резервирования земельного участка площадью около 0,9 га по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, вл. 3 (ЮЗАО Москвы).
Постановлением Правительства Москвы от 24 августа 2004 года N 574-ПП "О генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года" утверждена Генеральная схема размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года.
В приложении N 3 к этому постановлению местом строительства гостиницы емкостью на 300 мест указан адрес: Старокачаловская ул., вл. 3 Юго-Западный административный округ города Москвы, район Северное Бутово, и определен правообладатель гостиницы - Общество.
В соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года N 255-ПП "О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов" городской конкурсной комиссии по реализации инвестиционных проектов 23 декабря 2004 года проведен открытый аукцион по реализации инвестиционных проектов на право проведения предпроектной подготовки земельного участка по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы район Северное Бутово) для строительства объекта гостиницы общей площадью до 34 500 кв. м, примерной емкостью 300 мест, разработки Акта разрешенного использования с целью получения права на его застройку.
Победителем это аукциона признано простое товарищество (консорциум, инвестор), в составе ЗАО "Народное торговое предприятие" и ООО "ГеоКонти" (Выписка из протокола N 12 от 23.12.2004 года.
Результаты проведенного аукциона утверждены Распоряжением Правительства города Москвы от 26 июля 2005 года N 1352-РП "Об итогах открытого аукциона на право проведения предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиницы по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 Юго-Западный административный округ города Москвы.
Между Правительством Москвы и Обществом заключен договор от 6 октября 2005 года, зарегистрированный за N 12-077591-5601-0026-00001-05 от 10 октября 2005 года на право проведения предпроектной подготовки земельного участка ориентировочной площадью 0,9 га, расположенного по адресу: Старокачаловская ул., вл. 8 (Юго-Западный административный округ города Москвы, район Северное Бутово) для строительства гостиничного комплекса общей площадью 34 500 кв. м примерной емкостью 300 мест, разряда "3 звезды".
Предметом данного договора явилось осуществление инвестором - победителем аукциона за счет собственных и/или привлеченных средств комплекса работ с целью последующего получения права на застройку вышеназванного земельного участка площадью 0,9 га на условиях внесения платы за право заключение договора долгосрочной аренды земли.
Между Правительством Москвы и Обществом 11 сентября 2007 года подписан Акт выполненных работ по договору от 6 октября 2005 года (рег. N 12-077591-5601-0026-00001-05-АР), в котором зафиксирован факт полного и надлежащего выполнения Обществом обязательств по договору. В этом акте также отражен факт оформления Акта от 20 декабря 2006 года N А-2974/19 разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции объекта - гостиницы "три звезды" на 300 мест по адресу: Старокачаловская ул. вл. 3.
Согласно пункту 8 Распоряжения Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 1352-РП Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО города Москвы обязаны были после оформления акта разрешенного использования подготовить целевой распорядительный документ Правительства Москвы, утверждающий вышеуказанный акт разрешенного использования, условия и порядок реализации проекта строительства гостиничного объекта.
Во исполнение данного пункта распоряжения разработан проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "три звезды"" по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы), и согласован Обществом письмами от 26 сентября 2007 года исх. N 05 и от 18 марта 2008 года N 03, направленными в Комитет по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и в Департамент градостроительной политики города Москвы.
Вступившими в законную силу актами по делу N А40-96398/08-94-665 также установлено, что вместо издания соответствующего распорядительного документа о строительстве гостиницы по указанному адресу, Правительство Москвы издало Распоряжение от 11 декабря 2008 года N 2929-РП, которым признало утратившим силу Распоряжение Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 1352-РП.
Признав недействительным Распоряжение Правительства Москвы от 11 декабря 2008 года N 2929-РП, судебными актами по делу N А40-96398/08-94-665 установлено, что Правительство Москвы предварительно согласовало место размещения конкретного объекта строительства (гостиницы), а именно земельный участок по адресу: Старокачаловская ул. вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) и определило застройщика - Общество. А также установлено, что Общество надлежащим образом исполнило свои обязательства по договору от 6 октября 2005 года (рег. N 12-077591-5601-0026-00001-05 от 10 октября 2005 года), который является действующим до исполнения сторонами обязательств по нему. При этом Правительством Москвы не было представлено доказательств, подтверждающих выпущенный Правительством Москвы целевой распорядительный документ Правительства Москвы о проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Старокачаловская ул. вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы), предусматривающий утверждение Акта разрешенного использования от 20 декабря 2006 года N А-2974/19, порядок оформления земельно-правовых отношений и определяющий стоимость права на заключение договора аренды вышеуказанного земельного участка сроком на 49 лет.
Также из материалов дела усматривается, что Правительство Москвы согласно пункту 3.1.4. договора от 6 октября 2005 года обязалось оказать победителю аукциона необходимое содействие по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Москвы, в том числе обеспечить подготовку и выпуск распорядительного документа для реализации инвестиционного проекта строительства объекта гостиничного хозяйства.
Данное обязательство Правительства Москвы корреспондируется с обязательством Правительства Москвы указанным в пункте 8 Распоряжения Правительства Москвы от 26 июля 2005 года N 1352-РП.
В соответствии с пунктом 8 Распоряжения Правительства Москвы от 26 июля 2005 года года N 1352-РП Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО города Москвы обязаны были после оформления акта разрешенного использования подготовить целевой распорядительный документ Правительства Москвы, утверждающий вышеуказанный акт разрешенного использования, условия и порядок реализации проекта строительства гостиничного объекта.
Во исполнение указанного пункта распоряжения Общество направило письмом от 26 сентября 2007 года в Комитет по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы проект Распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)".
Письмом от 18 марта 2008 года N 03 Общество направило в Департамент градостроительной политики города Москвы проект указанного распоряжения на повторное согласование.
Распоряжением Правительства Москвы от 2 апреля 2008 года N 654-РП "О внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы" в пункт 9-й Распоряжения от 26 июля 2005 года N 1352-РП дополнен абзацем вторым следующего содержания: установить срок исполнения настоящего распоряжения в целом 31 декабря 2008 года.
Однако, в указанный в пункте 9 Распоряжения от 26 июля 2005 года N 1352-РП срок (до 31 декабря 2008 года) Правительством Москвы не было выпущено (принято) распоряжение Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Старокачаловская ул. вл. 3 (Юго-Западный административный округ города Москвы)".
Полагая, что бездействие Правительства Москвы, выразившееся в неиздании в установленном порядке Распоряжения о строительстве Обществом гостиничного хозяйства, незаконно, Общество обратилось в суд.
С учетом изложенного суды двух инстанций пришли к выводу о том, что подписание акта выполненных работ и акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка), выполненного в соответствии с требованиями Закона города Москвы от 9 июля 2003 года N 50 "О порядке подготовки и получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", зарегистрированного 12 января 2007 года за N 77-ГК-3.1.22.003241, свидетельствует о надлежащем исполнении Обществом условий договора от 6 октября 2005 года и, соответственно, о завершении обществом предпроектной подготовки земельного участка для строительства гостиничного комплекса.
На основании распоряжения Правительства Москвы от 26.07.2005 года N 1352-РП после реализации договора и оформления акта разрешенного использования Комитет по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с Префектурой ЮЗАО города Москвы должны подготовить целевой распорядительный документ Правительства Москвы, утверждающий вышеуказанный акт, условия и порядок реализации проекта строительства гостиницы.
Как установлено судами двух инстанций, во исполнение данного распоряжения Комитетом по внешнеэкономической деятельности города Москвы совместно с префектурой ЮЗАО города Москвы был разработан проект распоряжения Правительства Москвы "О проектировании и строительстве гостиницы категории "3 звезды" по адресу: Старокачаловская ул., вл. 3 (ЮЗАО г. Москвы) и согласован Обществом письмами от 26 сентября 2007 года за исх. N 5 и от 18 марта 2008 года N 3, направленными соответственно в Комитет по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и Департамент градостроительной политики города Москвы.
Проект распоряжения Правительства Москвы был согласован со всеми необходимыми городскими структурами за исключением Москонтроля и предусматривал утверждение акта разрешенного использования от 20 декабря 2006 года N А-2974/19, порядок оформления земельно-правовых отношений, определение стоимости права на заключение договора аренды земельного участка сроком на 49 лет.
В установленном порядке указанный проект распоряжения Правительством Москвы не подписан.
Оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Правительству Москвы были представлены необходимые сведения, подтверждающие факт завершения предпроектной подготовки земельного участка по указанному адресу для строительства гостиничного комплекса и достаточные для принятия решения об утверждении акта разрешенного использования от 20 декабря 2006 года N А-2974/19, определении порядка оформления земельно-правовых отношений, стоимости права на заключение договора аренды земельного участка.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о том, что неиздание Правительством Москвы распорядительного акта свидетельствует о его незаконном бездействии, нарушающем права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона города Москвы от 14 мая 2003 года N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" (в редакции, действовавшей до 4 января 2007 года) решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с порядком управления и распоряжения землями города Москвы, установленным федеральным законодательством и законами города Москвы.
Пунктами 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объекта либо с предварительным согласованием мест размещения.
Пунктом 3 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
С учетом изложенного суды двух инстанций правомерно признали, что Правительством Москвы было предварительно согласовано место размещения объекта строительства и определен застройщик объекта строительства - Общество.
Довод жалобы о том, что действующим градостроительным законодательством возможность осуществления градостроительной деятельности не связана с наличием правового акта высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, отклоняется как неосновательный, поскольку выдача разрешения на строительство осуществляется при наличии распорядительного акта Правительства Москвы о строительстве объекта.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 января 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2010 года по делу N А40-57196/08-122-19 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы, Контрольного комитета города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.Р. Агапов |
|
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 июля 2010 г. N КА-А40/7677-10 по делу N А40-57196/08-122-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника