Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 июля 2010 г. N КГ-А40/7510-10 по делу N А40-66589/09-32-527
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Плюшкова Д.И.
судей: Федосеевой Т.В., Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца Донцова Т.И., доверенность от 19.05.2009,
от ответчика Петлина Н.Б., доверенность от 31.12.2009 N 01-06-08/179,
рассмотрев 22 июля 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу истца ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" на решение от 25 января 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Куклиной Л.А., на постановление от 20 апреля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Баниным И.Н., Лящевским И.С., Семикиной О.Н. по иску ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области о взыскании 35 723 183,92 убытков, установил:
открытое акционерное общество "Кимрское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Кимрское АТП", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) и Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области о взыскании 35 723 183, 92 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по перевозке отдельных категорий граждан федерального регистра на основании единых социальных проездных билетов по г. Кимры и Кимрскому району Тверской области в 2007 году.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что он является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров городским автомобильным транспортом на платной основе. В 2007 году истцом предоставлялись льготы по проезду в автобусах некоторым категориям граждан, отнесенных федеральному регистру льготников. Истец указал, что в результате предоставления бесплатного проезда гражданам в 2007 году он понес убытки в 11 655 516 руб. 54 коп. Поскольку истцом осуществлена бесплатная перевозка федеральных льготников, истец считает, что Министерство финансов РФ является надлежащим ответчиком по спору, как орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета по выделению денежных средств на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта.
До принятия судебного акта по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от исковых требований к Тверской области и заявил об уменьшении исковых требований до 11 655 516 руб. 54 коп.
Решением от 25 января 2010 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 20 апреля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, производство по делу в отношении Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области прекращено. В иске ОАО "Кимрское автотранспортное предприятие" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 11 655 516 руб. 54 коп. убытков отказано с отнесением на истца расходов по госпошлине. Судебные акты мотивированы тем, что из представленных истцом доказательств не следует, что истцу были причинены убытки в результате обеспечения в 2007 году равной доступности услуг общественного транспорта в г. Кимры и Кимрском районе Тверской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ. Судом указано, что Российская Федерация выполнила свои обязательства, истцу денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан, выделены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить как вынесенные с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда установленным по делу обстоятельствам. Заявитель указывает, что судами неправильно истолкованы условия договоров, заключенных между истцом и территориальными отделами социальной защиты населения. По мнению заявителя, представленный им расчет убытков достоверен и составлен в соответствии с положениями статьи 790 ГК РФ. Заявитель полагает, что предусмотренная постановлением N 32-па компенсация не возмещает расходы истца в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на своих требованиях по доводам, изложенным в кассационной жалобе. Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы, полагая судебные акты законными и обоснованными.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно статьям 3, 44 и 63 названного Закона меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного закона Администрацией Тверской области принято постановление от 16.02.2005 N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета", пунктом 3.1 приложения N 1 которого органам социальной защиты населения поручено заключить договоры с транспортными предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки на основании ЕСПБ.
Между истцом и территориальным органом социальной защиты населения Конаковского района был заключен договор от 23.12.2005 N 114 о введении на территории Тверской области единого социального проездного билета.
Судом установлено, что расчеты по данному договору выполнены в полном объеме. Российская Федерация также выполнила свои обязательства в полном объеме.
В соответствии Федеральными законами "О федеральном бюджете на 2007 год", а также Законом Тверской области "Об областном бюджете на 2007 год" и законами об их исполнении, запланированные денежные средства были перечислены в полном объеме.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Тверской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов по территории Тверской области должен производиться транспортными организациями ежемесячно исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов и фактически отработанного времени транспортной организацией. Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Тверской области по месту их нахождения.
Возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам в соответствии с требованиями налогового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, а также использование официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Рассчитанный таким образом по финансовому показателю объем финансирования из областного бюджета предполагает полное возмещение расходов транспортных организаций по льготным пассажирским перевозкам.
В соответствии со статьями 15, 16 и 1069 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Между тем, расчет убытков истца построен исключительно на расчетном методе и документально не обоснован. В материалах дела отсутствуют относимые, достоверные первичные документы, подтверждающие перевозку отдельных категорий граждан, а также сведения о выделенных истцу денежных средствах из бюджета в качестве компенсации расходов и от реализации ЕСПБ.
Установив, что истцу в полном объеме выделены областным и федеральным бюджетом денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Тверской области, исходя из расчета, определенного в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па, правомерность и обоснованность иного расчета документально материалами дела не подтверждена, суд пришел к правомерному выводу о недоказанности причинения истцу убытков в заявленном истцом размере.
Правомерность и обоснованность иного расчета документально материалами дела не подтверждена. Таким образом, истец не доказал, что в результате неправомерных действий государственных органов Российской Федерации ему были причинены убытки.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным, довод заявителя кассационной жалобы представленный им расчет убытков достоверен и составлен в соответствии с положениями статьи 790 ГК РФ, не может быть признан убедительным.
Ссылка заявителя на то, что предусмотренная постановлением N 32-па компенсация не возмещает расходы истца в полном объеме, не подтверждена соответствующими доказательствами.
Кроме того, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и вынес законные решение и постановление.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований к отмене судебных актов по доводам жалобы в силу статьи 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 25 января 2010 года Арбитражного суда города Москвы, постановление от 20 апреля 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-66589/09-32-527 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Д.И. Плюшков |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
|
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2010 г. N КГ-А40/7510-10 по делу N А40-66589/09-32-527
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника