Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 августа 2010 г. N КА-А40/8826-10 по делу N А40-167802/09-139-1177
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июля 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Черпухиной В.А.
судей: Дудкиной О.В., Коротыгиной Н.В.
при участии в заседании:
от ответчика - Дорошина Ю.А. по дов. от 19.04.10,
рассмотрев 09.08.10 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 2 по г. Москве на решение от 08.02.10 Арбитражного суда г. Москве, принятое судьей Корогодовым И.В., на постановление от 30.04.10 Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями: Поташовой Ж.В., Веклича Б.С., Якутова О.В., по иску (заявлению) ЗАО "Рыболовецкое предприятие "АКРОС" о признании незаконным бездействия, обязании выдать уведомление о постановке на учет к ИФНС России N 2 по г. Москве, установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.10, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.10, признано незаконным бездействие ИФНС России N 2 по г. Москве, выразившееся в невыдаче ЗАО "АКРОС" уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения - коммерческого представительства ЗАО "АКРОС" в г. Москве.
ИФНС России N 2 по г. Москве обязана устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ЗАО "АКРОС" путем выдачи в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу уведомления о постановке на учет по месту нахождения представительства по адресу: г. Москва, Рождественский бульвар, д. 9, стр.1, офис 509.
Применив ст.ст. 11, 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации, суды указали, что налоговый орган обязан выдать уведомление о постановке на учет по новому адресу, поскольку сведения о новом адресе местонахождения представительства внесены в установленном законом порядке в Единый государственный реестр юридических лиц, необходимости ликвидации и последующего создания юридического лица не имеется.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением закона.
Выслушав представителя налогового органа, поддержавшего доводы жалобы, рассмотрев дело в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Кодексом.
В пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации приведено понятие обособленного подразделения организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно статье 11 Кодекса является место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п. 2 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании п. 10 этой же статьи налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.
Пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
В силу п. 4 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (с изменениями внесенными приказом ФНС РФ N ММ-3-6/314@ от 16.07.2008).
При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет, представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Судом установлено, что ЗАО "АКРОС" имеет в г. Москве коммерческое представительство по адресу: Москва, Рождественский бульвар, 16, что подтверждается свидетельством Московской регистрационной палаты N 068.770 от 23.01.1998. Представительство поставлено на налоговый учет в ИФНС России N 2 по г. Москве.
Советом директоров ЗАО "АКРОС" принято решение о внесении изменений в устав в части изменения адреса местонахождения Представительства (п. 6.5 Устава).
ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому внесена запись от 02.09.2009 N 2094101064583 в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, внесенных в Устав Общества.
Учитывая, что обособленное подразделение было создано и поставлено на учет в установленном законом порядке, оснований для ликвидации и последующего создания в связи с изменением адреса не требуется.
При таких данных суд правомерно признал бездействие налогового органа противоречащим закону и обязал устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества.
Доводы налогового органа в кассационной жалобе повторяют его позицию, изложенную при принятии судебных актов, которые были предметом оценки судов и признаны несостоятельными.
Оснований для переоценки доказательств, имеющихся в деле, у кассационной инстанции в силу полномочий, определенных ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.10 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.10 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 2 по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Черпухина |
Судьи |
О.В. Дудкина |
|
Н.В. Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2010 г. N КА-А40/8826-10 по делу N А40-167802/09-139-1177
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника