Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 августа 2010 г. N КА-А40/9165-10 по делу N А40-143185/09-154-936
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Кузнецова А.М. и Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя ФМБА России Оболенской Н.В. по доверенности от 15 января 2010 г. N 32/4
от ответчика ФАС России Семенова Р.В. по доверенности от 10 марта 2010 г. N ИА/6208,
рассмотрев 11 августа 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу ответчика ФАС России на решение от 15 февраля 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Локайчук Т.М., на постановление от 4 мая 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Гончаровым В.Я., Захаровым С.Л., по делу N А40-143185/09-154-936 по заявлению Федерального медико-биологического агентства (ФМБА России) о признании незаконными решения и предписания к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), третье лицо ООО "Инваинжиниринг", установил:
ФМБА России обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решения и предписания ФАС России от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09.
В качестве третьего лица по делу привлечено ООО "Инваинжиниринг".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15 февраля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 года, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемые решение и предписание признаны незаконными и отменены.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При этом антимонопольный орган считает, что решение и предписание приняты правомерно и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу ФМБА России возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ФМБА России возражал против ее удовлетворения.
Представитель ООО "Инваинжиниринг", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ФМБА России в ходе проведения процедур открытого конкурса N 61 на право заключения государственного контракта на размещение материалов в рамках реализации комплекса мероприятий по пропаганде массового донорства крови и ее компонентов в России на 2009 год (медиа-размещение) отказало в допуске к участию в конкурсе заявки участника размещения заказа ООО "Инваинжиниринг".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17 июля 2009 года N 090611/002329/119/2 заявке ООО "Инваинжиниринг" отказано в допуске к участию конкурсе в связи с тем, что данная заявка не соответствует пункту 4.1.2 конкурсной документации, а также требованиям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно заявка на участие в конкурсе не подписана участником размещения заказа.
ООО "Инваинжиниринг" обратилось с жалобой в ФАС России.
27 июля 2009 года Комиссия ФАС России решением признала жалобу участника размещения заказа обоснованной в части отказа в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов, поскольку ООО "Инваинжиниринг" представило заявку на участие в конкурсе с описью входящих в ее состав документов, данная заявка скреплена печатью ООО "Инваинжиниринг" и подписана уполномоченным лицом, что соответствует пункту 4.1.2 конкурсной документации и части 2.2 статьи 35 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ввиду чего решение Единой комиссии заказчика об отказе ООО "Инваинжиниринг" в допуске к участию в конкурсе является нарушением части 2 статьи 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
ФАС России 27 июля 2009 года вынесла предписание заказчику и Единой комиссии об устранении нарушения законодательства о размещении заказов в части отмены протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 17 июля 2009 года N 090611/002329/119/2, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 22 июля 2009 года N 090611/002329/119/3, а также предписала провести процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе и процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
ФМБА России исполнило выданное ФАС России предписание от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09.
Согласно статье 12 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
При этом отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.
В соответствии частью 1 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.
Частью 3.3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" установлен исчерпывающий перечень требований предъявляемых к оформлению заявки, а именно все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том заявки на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписаны участником размещения заказа или лицом, уполномоченным таким участником размещения заказа. Соблюдение участником размещения заказа указанных требований означает, что все документы и сведения, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени участника размещения заказа, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе документов и сведений. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению заявки на участие в конкурсе. При этом ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что требования к самому оформлению тома заявки на участие в конкурсе, ООО "Инваинжиниринг" были выполнены в полном объеме в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и требованиями конкурсной заявки.
Однако сама заявка участника размещения заказа на участие в конкурсе (заявление) не была подписана лицом, имеющим полномочия для ее подписания от имени участника размещения заказа.
Таким образом, опровергая выводы ответчика, изложенные в оспариваемом решении, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявка и том заявки на участие в конкурсе являются отдельными документами и подписываются вне зависимости друг от друга.
В соответствии с конкурсной документацией содержащаяся в ней примерная форма (образец) заявки на участие в конкурсе содержит строки для подписи участником размещения такой заявки, соответственно, такая форма должна быть соблюдена не только потому что утверждена государственным заказчиком, а в соответствии с прямым правилом, установленным частью 3.3 статьи 25 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того наличие должным образом подписанных и заверенных участником размещения заказа документов в составе заявки на участие в конкурсе свидетельствует о непосредственном волеизъявлении такого участника размещения заказа, подтверждает подлинность и достоверность представленных в составе заявки документов и сведений.
Довод ответчика о том, что оспариваемые решение и предписание не нарушают права и законные интересы заявителя, несостоятелен, поскольку ФМБА России в ходе проведения дальнейших (следующих) процедур размещения заказа должно руководствоваться незаконными решением и предписанием ФАС России от 27 июля 2009 года по делу N К-499/09, что может повлиять на итоги размещения заказов, в том числе привести к неправильному определению победителей торгов.
Кроме этого, суды правильно посчитали, что поскольку размещение заказов и проведение конкурсных процедур является для ФМБА России постоянно исполняемой функцией, а оспаривание решения и предписания ФАС России должно способствовать дальнейшему законному и правомерному исполнению указанной функции в целях единообразия применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также недопущения нарушений данного Закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 февраля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 мая 2010 года по делу N А40-143185/09-154-936 оставить без изменения, а кассационную жалобу ФАС России без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
|
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2010 г. N КА-А40/9165-10 по делу N А40-143185/09-154-936
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника