Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 1 сентября 2010 г. N КА-А40/9784-10 по делу N А40-147368/09-145-464
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.,
судей Ворониной Е.Ю. и Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Сибирьтелеком" Гаращука В.В. по доверенности N 215 от 29 января 2010 г.;
от ответчика ФАС России Наволоковой М.С. по доверенности от 2 августа 2010 г. N ИА/24646, Рожковой М.Ю. по доверенности от 28 июня 2010 г. N ИА/20216,
рассмотрев 26 августа 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя ОАО "Сибирьтелеком" на решение от 9 февраля 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Петровским С.П. на постановление от 7 июня 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Поташовой Ж.В., Пронниковой Е.В. по делу N А40-147368/09-145-464 по заявлению Открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы о привлечении к административной ответственности, установил:
ОАО "Сибирьтелеком" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ФАС России от 25 сентября 2009 года N 1 14.31/291-09 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 9 февраля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2010 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Сибирьтелеком" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ФАС России возражала против ее удовлетворения и просила оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Сибирьтелеком" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФАС России возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ОАО "Сибирьтелеком" является оператором связи, оказывающим услуги связи (в том числе местной телефонной связи и услуги доступа к сети Интернет) на территории Сибирского федерального округа (в том числе Алтайского края).
ОАО "Сибирьтелеком" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной позиции "услуги местной телефонной связи" с долей более 65% в географических границах: Республики Алтай, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская областей.
Приказом ФСТ России от 9 декабря 2008 года N 334-с/1 для ОАО "Сибирьтелеком" был установлен тариф на предоставление абоненту-гражданину в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа на территории Алтайского края в размере 135 рублей.
ООО "Барнаул.ру" обратилось в Алтайское краевое УФАС России с жалобой на действия ОАО "Сибирьтелеком" в лице Алтайского филиала, выразившихся в создании дискриминационных условий и установлении завышенных тарифов на предоставление широкополосного доступа к сети Интернет по технологии ADSL для других операторов при подключении их абонентов к сети Интернет по сравнению с тарифами, установленными ОАО "Сибирьтелеком" на предоставление доступа к сети Интернет по технологии ADSL для своих абонентов.
Решением Комиссии ФАС России от 21 апреля 2009 года по делу N 1 10/2-09 был установлен факт нарушения ОАО "Сибирьтелеком" пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в результате злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг, при установлении тарифа на совместное использование абонентской линии в размере 2 200 рублей (изменение схемы включения работающего на отдельной абонентской линии оборудования, при получении от другого оператора связи обращения о таком изменении, для дальнейшего ее совместного использования, единовременно) и 250 рублей (предоставление абонентской линии для совместного использования, в месяц).
Данное решение и выданное на его основе предписание по делу N 1 10/2-09 ОАО "Сибирьтелеком" в судебном порядке обжалованы не были.
3 августа 2009 года ФАС России возбуждено дело об административном правонарушении N 1 14.31/291-09 и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ.
3 сентября 2009 года ФАС России составлен протокол по делу об административном правонарушении N 1 14.31/291-09, согласно которому ОАО "Сибирьтелеком" вменялось совершение административного правонарушения по статье 14.31 КоАП РФ, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке предоставления услуг доступа к абонентским линиям с целью организации услуг доступа к сети Интернет с использованием технологии xDSL на территории Республики Алтай, Бурятия, Хакасия; Алтайского, Красноярского края; Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Читинской областей.
Постановлением ФАС России от 25 сентября 2009 года N 1 14.31/291-09 ОАО "Сибирьтелеком" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 144 605,98 рублей.
Статьей 14.31 КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранить доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг местной телефонной связи оператор связи сети местной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года N 310 (далее - Правила), в целях обеспечения предоставления абоненту услуг телефонной связи, осуществляет действия по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети местной телефонной связи.
Пунктом 66 Правил определено, что оператор связи сети местной телефонной связи обязан предоставить другому оператору связи абонентскую линию для оказания различных услуг связи (в данном случае для организации доступа к сети Интернет по технологии xDSL) путем подключения к абонентской линии средств связи, обеспечивающих одновременное совместное использование двумя операторами связи одной абонентской линии.
Таким образом, суды правильно посчитали, что оператор сети местной телефонной связи предоставляет другому оператору в совместное использование уже сформированную им абонентскую линию и, следовательно, в тариф, устанавливаемый оператором местной телефонной связи для другого оператора на совместное использование абонентской линии должны быть включены только затраты на подключение к абонентской линии средств связи, обеспечивающих одновременное совместное использование двумя операторами связи одной абонентской линии.
Согласно пунктам 2, 3 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24 октября 2005 года N 637, тарифы на услуги общедоступной электросвязи (в том числе на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественной монополии, подлежат государственному регулированию Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 3.6 Порядка расчета тарифов и тарифных планов на услуги местной телефонной связи, утвержденных приказом ФСТ России от 5 сентября 2006 года N 189-с/1, установлено, что в расчет тарифа на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа включены экономически обоснованные затраты на предоставление абонентских линий на соответствующих сетях местной телефонной связи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещаются действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление монопольно высокой цены.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Рассматривая данное дело, суды правильно согласились с выводами антимонопольного органа о том, что установление ОАО "Сибирьтелеком" для других операторов связи тарифа на совместное использование абонентской линии на уровне 2 200 рублей (единовременно) и 250 рублей (ежемесячно) является установлением монопольно высокой цены, приводит к созданию дискриминационных условий деятельности операторов связи и созданию препятствий доступу на рынок предоставления услуг доступа к сети Интернет по технологии ADSL другим операторам связи, что может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг доступа к сети Интернет по технологии ADSL и ущемлению интересов других лиц (абонентов операторов связи).
Отказывая в удовлетворении заявления, признавая законным оспариваемое постановление ФАС России о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ, суды обоснованно пришли к выводу о совершении ОАО "Сибирьтелеком" действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением на рынке предоставления услуг доступа к абонентским линиям с целью организации услуг доступа к сети Интернет с использованием технологии xDSL на территории Республики Алтай, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Красноярский края; Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская областей.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность оспариваемого постановления, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, законные основания для привлечения к административной ответственности, порядок привлечения к ответственности, сроки давности привлечения к административной ответственности проверены судами и нарушений не установлено.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые фактически направлены на оспаривание решения Комиссии ФАС России от 21 апреля 2009 года по делу N 1 10/2-09 о нарушении заявителем антимонопольного законодательства, правомерно отклонены судами и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 9 февраля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2010 года по делу N А40-147368/09-145-464 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Сибирьтелеком" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Агапов М.Р. |
Судьи |
Воронина Е.Ю. |
|
Латыпова Р.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 сентября 2010 г. N КА-А40/9784-10 по делу N А40-147368/09-145-464
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника