Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 сентября 2010 г. N КГ-А40/10740-10 по делу N А40-159799/09-65-878
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Мойсеевой Л.А.
судей Д.И. Плюшкова, А.А. Малюшина
при участии в заседании:
от истца - И.Ф. Хасаншин, доверенность от 23 июня 2010 года N 911, паспорт
от ответчика - Е.С. Королева, доверенность от 31 декабря 2009 года N01-06-08/183, служебное удостоверение
от третьих лиц - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании 16 сентября 2010 года кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан на решение от 8 апреля 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Ю.Б. Моисеевой, и на постановление от 17 июня 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями И.Н.Баниным, В.И. Катуновым, И.С. Лящевским, по иску государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании 81 434 080 руб., третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан, установил:
Решением суда первой инстанции от 8 апреля 2010 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17 июня 2010 года, отказано в удовлетворении иска государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" Республики Башкортостан о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 81 434 080 руб. убытков, причинённых неисполнением обязательств по компенсации выпадающих доходов, понесенных истцом в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки в форме единых месячных проездных билетов (ЕСПБ). Отказывая в иске, суд исходил из недоказанности факта понесения убытков и их размера.
В кассационной жалобе истец просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Истец полагает, что в материалах дела имеются доказательства фактического признания долга со стороны Российской Федерации в лице Министерства финансов России.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца изложили те же доводы, что и в жалобе, обратил внимание суда на то, что размер суммы выпадающих доходов подтвержден представленными истцом ежемесячными сводными отчетами о количестве перевезенных пассажиров и суммой выпадающих доходов от проезда пассажиров по ЕСПБ, отчетами о количестве перевезенных пассажиров и реестрами распределения выручки от реализации по ЕСПБ по всем категориям льготников, утвержденными Министерством строительства, архитектуры и транспорта РБ.
Представитель ответчика просил оставить судебные акты без изменения, с доводами жалобы не согласился. Представители третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не приняли.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугороднем сообщении на платной основе. В период 2006 года истцом предоставлялись льготы по проезду в автобусах отдельным категориям граждан, внесенным в федеральный реестр льготников. Обеспечивая выполнение принятых на себя Российской Федерацией социальных обязательств, истец понес убытки во взыскиваемом размере, определенным расчетным методом. Договоры на перевозку граждан в субъектах РФ, в том числе на перевозку граждан, имеющих право на льготы при перевозке, являются публичными договорами. Перевозка указанных категорий граждан производится на основании единых (одинаковых) цен-тарифов, устанавливаемых в субъектах РФ. Тарифы на проезд устанавливаются в виде размера провозной платы или цены (стоимости) обычных проездных билетов, как правило, в виде единых проездных социальных билетов для граждан, имеющих право на льготы. Указанные тарифы являются одинаковыми для граждан. Установление единых тарифов при перевозке граждан в сочетании с предоставлением дотаций из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований направлены на обеспечение рентабельности (отсутствие убытков и получение соответствующей прибыли) работы транспортных организаций, осуществляющих перевозку граждан и доступность указанных услуг для граждан. При этом стороны вправе установить в публичном договоре применение установленных тарифов на перевозку граждан.
В подтверждение предъявленной истцом суммы выпадающих доходов истцом представлены отчеты о количестве перевезенных пассажиров по ЕСПБ и сумме выпадающих доходов от их перевозки, ежемесячные реестры распределения выручки от реализации ЕСПБ, утвержденные Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации о связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Суд установил, что Правительством Российской Федерации были утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 827). Согласно этим Правилам размер субвенций исчисляется с учетом численности граждан в субъекте РФ, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, сформированный Пенсионным фондом РФ. Согласно Правилам субъекты РФ определяют порядок и условия обеспечения равной транспортной доступности услуг общественного транспорта.
На территории Республики Башкортостан в 2006 году порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан был установлен следующими нормативно-правовыми актами: Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, пенсионерами, утвержденный распоряжением Правительства Башкортостан от 28.01.2005 г. N 51-р; Методика распределения между транспортными организациями средств от продажи единого социального проездного билета, утвержденная Приказом Госстройтранса Республики Башкортостан от 11.03.2005 г. N 36 (с 01.01.2006 г. по 31.05.2006 г.); Порядок распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета и выручки от реализации единых социальных проездных билетов, утвержденный распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06.06.2006 г. N 545-р (с 01.06.2006 г.).
Суд также правильно установил, что в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами Республики Башкортостан между Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан и истцом заключено соглашение от 28 декабря 2005 года N 1, которым установлено обязательство истца по перевозке отдельных категорий граждан на льготных условиях и обязанность Республики Башкортостан в лице уполномоченного органа власти по возмещению расходов истца в связи с этим. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности перед истцом по возмещению выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях, отсутствует.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09, предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован. Поскольку при наличии утвержденного Республикой Башкортостан порядка возмещения расходов ГУП "Башавтотранс", связанных с перевозкой льготных категорий граждан, истец документально не обосновал размер реального ущерба, в этой связи суд правомерно отказал в удовлетворении иска. Суд правильно исходил из того, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательства в обоснование заявленных требований. Истец первичные документы, подтверждающие размер ущерба (нулевые талоны и т.п.), не представил, что влечет недоказанность размера убытков истца.
Довод заявителя жалобы о фактическом признании долга ответчиком не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции как не соответствующие установленным судом обстоятельствам дела и исследованным доказательствам. Суд правильно исходил из того, что субъект Российской Федерации не может своим нормативно-правовым актом возложить на Российскую Федерацию какие-либо обязательства. Факт получения бюджетных средств на возмещение неполученной от потребителей платы за оказание услуги ввиду применения регулируемых цен и льгот не может свидетельствовать о наличии у предприятия убытков, на что обоснованно указано судом первой инстанции в решении. Суд правильно исходил из того, что в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 05.10.2006 г. N 977-р истцу были перечислены денежные средства в размере 100 000 000 руб. в целях возмещения расходов истца по перевозке пассажиров по ЕСПБ и регулируемым ценам (тарифам). При этом в данном распоряжении указан адресат и целевое назначение перечисляемых денежных средств - для возмещения ГУП "Башавтотранс" расходов по перевозке пассажиров по единым социальным проездным билетам и регулируемым ценам (тарифам). В этой связи суд обоснованно исходил из того, что истцом не учтена указанная сумма при расчете своих убытков.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 8 апреля 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 17 июня 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-159799/09-65-878 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Мойсеева |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
|
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 сентября 2010 г. N КГ-А40/10740-10 по делу N А40-159799/09-65-878
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника