Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 октября 2010 г. N КА-А40/12239-10 по делу N А40-15572/10-144-25
Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М.В. и Долгашевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя Федеральной таможенной службы Калантаевской Я.В. по доверенности от 26 февраля 2010 г. N 15-46/16-10д, Гуськова А.Б. по доверенности от 26 февраля 2010 г. N 15-46/17-10д, Емшаковой О.В. по доверенности от 28 декабря 2009 г. N 15-46/09-107д
от ответчика ФАС России Урюкиной Е.В. по доверенности от 14 мая 2010 г. N ИА/14622, Рожковой М.Ю. по доверенности от 28 июня 2010 г. N ИА/20216,
рассмотрев 6 октября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Федеральной таможенной службы на решение от 14 апреля 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Папелишвили Г.Н., на постановление от 5 июля 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Пронниковой Е.В., Поташовой Ж.В., Свиридовым В.А., по делу N А40-15572/10-144-25 по заявлению Федеральной таможенной службы о признании недействительным решения к Федеральной антимонопольной службе, третье лицо Ассоциация заготовителей и переработчиков вторичных металлов, установил:
Федеральная таможенная служба обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2009 года N 1 15/48-09 о нарушении антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица по делу привлечена Ассоциация заготовителей и переработчиков вторичных металлов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14 апреля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2010 года, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Федеральная таможенная служба просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Федеральная антимонопольная служба возражала против ее удовлетворения и просила оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Федеральной таможенной службы поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители Федеральной антимонопольной службы возражали против ее удовлетворения.
Представитель Ассоциации заготовителей и переработчиков вторичных металлов, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Полно и объективно исследовав материалы дела, арбитражные суды установили, что Федеральная антимонопольная служба, рассмотрев обращение Ассоциации заготовителей и переработчиков вторичных металлов по вопросу соответствия антимонопольному законодательству действий Федеральной таможенной службы, выразившихся в издании Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров", установила в действиях таможенного органа факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
При этом антимонопольный орган исходил из того, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
До издания Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов хозяйствующие субъекты, осуществляющие заготовку, переработку, поставку лома вторичных черных металлов на указанных территориях, могли при осуществлении экспортных поставок лома вторичного черного металла задекларировать груз в Сибирском таможенном управлении - 78 таможенных постов, в Дальневосточном таможенном управлении - 50 таможенных постов.
С вступлением в силу Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" задекларировать таможенный груз по коду ТН ВЭД 7204 стало возможным только в Западной и Восточной Сибири на Красноярском таможенном посту Красноярской таможни - 1 и в Дальневосточном округе на Таможенном посту Морской порт Петропавловск Камчатский Камчатской таможни - 1.
Лом вторичных черных металлов, предназначенный для отправки на экспорт в страны Азиатского региона, в соответствии с названным Приказом, возможно вывезти только через Петропавловск-Камчатский и Красноярск, что будет являться нецелесообразным с финансовой точки зрения и в дальнейшем приведет к остановке деятельности предприятий - заготовителей и переработчиков лома вторичных черных металлов.
Из пояснений Федеральной таможенной службы следует, что Приказ от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" разработан на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 125 ТК РФ во исполнение поручения об упорядочении, декриминализации оборота лома черных и цветных металлов и совершенствовании контроля в этой сфере деятельности, предусмотренного пунктом 9 протокола совещания у Председателя Правительства РФ Путина В.В. от 24 июля 2008 года N ВП-П9-13пр и Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Сечина И.И. от 21 июня 2008 года N ИС-П9-13пр "О мерах по стабилизации цен на металлургическое сырье и продукцию черной металлургии на внутреннем рынке".
Пунктом 4 Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ Сечина И.И. от 21 июня 2008 года N ИС-П9-13пр Минэкономразвития России поручено проработать предложения о стабилизации цен на металлургическое сырье и металлопродукцию, а также об обеспечении предприятий ломом черных металлов, обратив внимание на рассмотрение возможности сокращения количества пограничных переходов, через которые осуществляется экспорт лома черных металлов.
Письмом от 8 июля 2008 года N 01-09/27132 Федеральная таможенная служба обратилась в Минэкономразвития России по вопросу о введении вывозных таможенных пошлин на металлургическое сырье и продукцию черной металлургии, полагая целесообразным рассматривать вопрос об установлении вывозных таможенных пошлин на рассматриваемые товары при представлении конкретного перечня продукции, вывоз которой без применения мер таможенно-тарифного регулирования может оказать негативное воздействие на экономическое положение отечественных производителей и потребителей.
В части рассмотрения возможности сокращения количества пограничных переходов, через которые осуществляется экспорт лома черных металлов, а также возможности установления ограничений на использование таможенного режима переработки вне таможенной территории для лома черных металлов Федеральная таможенная служба сообщила, что в соответствии с пунктом 4 статьи 198 ТК РФ Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка вне таможенной территории не допускается в отношении определенных видов товаров, а также устанавливать количественные или стоимостные ограничения по допущению товаров к проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, исходя из защиты интересов отечественных производителей.
Для подготовки таможенным органом соответствующего проекта нормативного правового акта Правительства РФ об установлении ограничений на использование таможенного режима переработки вне таможенной территории в отношении лома черных металлов необходимо определение со стороны Минпромторга России и Минэкономразвития России номенклатуры лома черных металлов, помещение которого под таможенный режим переработки вне таможенной территории будет запрещено либо ограничено.
Письмом от 16 сентября 2008 года N 01-09/38116 Федеральная таможенная служба обратилась в Минпромторг об исполнении Протокола совещания от 24 июля 2008 года N ВП-П9-13пр, которым информировала, что таможенным органом разрабатывается проект приказа, ограничивающий места декларирования лома и отходов черного и цветного металлов.
Письмом от 27 октября 2008 года N 01-09/44858 "О таможенном контроле при экспорте лома черных и цветных металлов" заместителю Председателя Правительства РФ Сечину И.И. было сообщено, что Федеральная таможенная служба уделяет пристальное внимание вопросам контроля таможенной стоимости при экспорте лома черных и цветных металлов, в том числе в рамках управления рисками. Также сообщалось, что во исполнение поручения об упорядочении, декриминализации оборота лома черных и цветных металлов и совершенствовании контроля в этой сфере деятельности, предусмотренного пунктом 9 Протокола совещания у Председателя Правительства РФ от 24 июля 2008 года N ВП-П9-13пр, в октябре 2008 года подготовлен проект приказа, которым будут ограничены места декларирования экспортируемого лома черных и цветных металлов. Данным приказом будет существенно сокращено количество таможенных органов для декларирования данных товаров, что позволит усилить контроль за соблюдением таможенного законодательства РФ.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Федеральной антимонопольной службой было установлено, что письмо от 8 июля 2008 года N 01-09/27132 о введении вывозных таможенных пошлин на металлургическое сырье и продукцию черной металлургии, не содержит упоминания в части сокращения количества пограничных переходов. Проект приказа Федеральной таможенной службы в Минэкономразвития России не поступал.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Федеральная таможенная служба указывала, что необходимость издания Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" была вызвана серьезными нарушениями таможенного законодательства Российской Федерации при заявлении таможенной стоимости, кода ТН ВЭД России, физических объемов перемещаемого лома. Таможенный орган, руководствуясь статьей 125 ТК РФ, исходил из того, что ограничение мест декларирования будет способствовать дальнейшей декриминализации торговли, повышению достоверности заявляемых сведений об экспортируемом металлоломе, а также создаст благоприятные условия для развития металлургической отрасли России.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно пришли к выводу о том, что предоставленное Федеральной таможенной службе право на установление ограничений по перемещению товара не может использоваться произвольно, данные ограничения требуют обоснования, подкрепленные доказательствами того, что таможенным органом были зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ при перемещении товара через таможенную границу РФ.
Между тем заявитель не обосновал и не представил доказательств того, что таможенными органами были зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РФ при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров, классифицируемых по товарной позиции 7204 ТН ВЭД России.
Текст Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" не содержит каких-либо фактических обстоятельств или аналитических данных, послуживших основанием для его принятия на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 125 ТК РФ. Количество таможенных постов и места их расположения, установленные данным Приказом, также не обоснованно; информация о том, чем обусловлено определение такого количества таможенных постов по округам отсутствует.
При издании Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" таможенным органом не исследованы и не указаны последствия установления мест декларирования товара, не проводился анализ, не исследовались документы, которые позволяют определить соотношение расходов экспортеров до и после вступления в силу указанного Приказа.
Издание Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" сделало практически невозможным экспорт лома вторичных черных металлов из регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, так как делает его убыточным из-за больших дополнительных транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов, вызванных перевозкой груза в места декларирования, указанные в Приказе.
При этом лом вторичных черных металлов, заготовленный на предприятиях, осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и поставке лома вторичных черных металлов на Дальнем Востоке, может пойти только на металлургическое предприятие единственного потребителя в регионе, которым в Дальневосточном федеральном округе является ОАО "Амурметалл".
Следовательно, предприятия, которые поставляют лом вторичных черных металлов на комбинат из других регионов, становятся неконкурентоспособными по отношению к дальневосточным из-за высоких транспортных расходов на доставку лома вторичных черных металлов из Восточно-Сибирского региона на комбинат.
Рассматривая данное дело, суды также правомерно приняли во внимание решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2009 года по делу N 4671-5327-9013/09, которым Приказ от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" признан недействующим, как не соответствующий статье 125 ТК РФ.
При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что при издании Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" не доказаны его эффективность и положительные последствия установления мест декларирования товара, не приведены соответствующие аналитические данные и подтверждающие документы, не исследовались данные логистики, а также документы, позволяющие определить соотношение расходов экспортеров до и после введения в действие оспариваемого Приказа.
В связи с изложенным, суды обоснованно пришли к выводу о том, что действия Федеральной таможенной службы по изданию Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" правомерно признаны Федеральной антимонопольной службой как нарушающие положение пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку реализация положений данного Приказа приводит к ограничению конкуренции на рынке заготовки, переработки и поставки лома вторичных черных металлов.
При этом реализация таможенным органом при издании Приказа от 2 декабря 2008 года N 1514 "О местах декларирования отдельных видов товаров" своих властных полномочий государственного органа не означает, что у заявителя отсутствует обязанность по соблюдению положений антимонопольного законодательства.
Оспариваемое решение о нарушении антимонопольного законодательства принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы таможенного органа.
Довод заявителя о том, что таможенным законодательством не предусмотрено применение к таможенным правоотношениям норм антимонопольного законодательства, несостоятелен, поскольку в силу пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона "О защите конкуренции" данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2010 года по делу N А40-15572/10-144-25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной таможенной службы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
|
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2010 г. N КА-А40/12239-10 по делу N А40-15572/10-144-25
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника