Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 11 октября 2010 г. N КГ-А40/9648-10 по делу N А40-32328/10-139-160
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Бусаровой Л.В.,
судей Волкова С.В., Петровой Е.А.
при участии в заседании:
от истца: Третьяков Н.А.- доверенность от 31.05.2010 года N 10/ЮД-007
от ответчика: Вервицкий П.М.- доверенность от 09.04.2010 года N 07
рассмотрев 20 сентября 2010 года в судебном заседании кассационную жалобу Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на решение от 26 мая 2010 г. Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Корогодовым И.В. по делу А40-32328/10-139-160 по иску ЗАО "ЮКОН ДАТА" к Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации третье лицо OOO "Сплин" о признании недействительным конкурса, установил:
ЗАО "ЮКОН ДАТА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку мебели для нужд Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, проведенного 04.12.2009 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован несоответствием процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установленному в конкурсной документации, что является нарушением п. 2 ст. 2 ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В суде апелляционной инстанции решение не обжаловалось.
В кассационной жалобе ответчик просит принятый по делу судебный акт отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права. По мнению ответчика, невнесение изменений в конкурсную документацию не является нарушением ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Вывод суда о том, что конкурсная комиссия произвольно установила систему оценки заявок участников размещения заказов не соответствует действительности, так как комиссия исходила из критериев оценки, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 года N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя кассационной жалобы доводы, изложенные в ней, поддержал. Представитель истца против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 28.10.2009 г. Государственным заказчиком от имени Российской Федерации - Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (место нахождения, почтовый адрес: г. Москва, ул. Казакова, д. 18) было размещено Извещение на сайте www.zakupki.gov.ru о проведении открытого конкурса на право заключить государственный контракт на поставку мебели для Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Максимальная цена государственного контракта: 12.900.000.00 руб. Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, 105064, г. Москва, ул. Казакова, д. 18.
По итогам конкурса 04.12.2009 г. конкурсной комиссией вынесено решение, в соответствии с которым победителем открытого конкурса было признано ООО "Сплин" (адрес: 197110, г. Санкт-Петербург, Чкаловский пр. д. 16, лит. А, пом. 2-Н) с ценой государственного контракта 12.499.520.00 руб. (протокол N 86), которое набрало наибольший общий балл заявки.
ЗАО "ЮКОН ДАТА", также подавшее заявку на участие в конкурсе, с решением конкурсной комиссии не согласилось, и обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями о признании недействительным открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку мебели для нужд Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, проведенного 04.12.2009 г.
В соответствии со ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Особенности проведения конкурсов на размещение заказов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд установлены ФЗ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В силу требований Федерального закона Российской Федерации "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в конкурсной документации должно определяться содержание критериев оценки заявок, в соответствии с которыми и должна производиться оценка заявок участников размещения заказа.
Подпунктом 2 пункта 7.1 информационной карты конкурсной документации предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные характеристики товара", а именно: "Оценка по критерию "качественные характеристики товара" осуществляется путем экспертной оценки, в том числе путем сравнения между собой предложений о товарах, содержащихся в заявках на участие в конкурсе. При этом учитывается степень детализации и проработанности представленной участником размещения заказа в составе Предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, и иных предложениях об условиях исполнения государственного контракта качественных характеристик товара. Качественные характеристики товара, полностью соответствующие требованиям технического задания, без превышения требований Технического задания - составляют 0 баллов. Обеспечивающие требования технического задания с незначительным их превышением составляет от 1 до 9 баллов. Обеспечивающие требования технического задания с существенным их превышением - 10-20 баллов. Оценка по критерию "качественные характеристики товара" осуществляется в сравнении с заявками, поданными всеми участниками конкурса.
Исследовав содержание конкурсной документации на проведение открытого конкурса, суд установил, что при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе по критерию "Качественные характеристики товара" конкурсной комиссией оценивались предложения о товарах, содержащихся в заявках на участие в конкурсе, а именно: техническое описание поставляемого товар, что отражено в Протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. При этом ответчик ссылался на то, что оценка и сопоставление заявок участников конкурса были проведены им в соответствии с вступившим в силу с 01.11.2009 г. на момент оценки и сопоставлений заявок на участие в конкурсе, постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд".
Вместе с тем, вступление в законную силу постановления Правительства Российской Федерации не освобождает заказчика от обязанности исполнять установленные Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ требования к оценке и сопоставлению заявок участников размещения заказа. Действующее законодательство о размещении заказа не предусматривает возможности проведения процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не в соответствии с конкурсной документацией. Соответствующие изменения в конкурсную документацию согласно правилам, установленным ст. 24 ч. 3 ФЗ РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в конкурсную документацию заказчиком не вносились, срок подачи заявок на участие в конкурсе не продлевался, участникам конкурса сведения об изменениях не направлялись.
Установив, что в нарушение Федерального закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная комиссия осуществила сопоставление и оценку заявок не в соответствии с конкурсной документацией, суд пришел к правомерному выводу о том, что это могло повлиять на результат торгов, в том числе, на определение победителя.
При таких обстоятельствах, конкурс на поставку мебели для нужд Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, проведенный 04.12.2009 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно признан недействительным.
На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу о том, что решение и постановление приняты на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в исчерпывающем объеме, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.05.2010 года по делу N А40-32328/10-139-160 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Бусарова |
Судьи |
Е.А. Петрова |
|
С.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 октября 2010 г. N КГ-А40/9648-10 по делу N А40-32328/10-139-160
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника