Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100
"О совершенствовании организации скорой медицинской помощи
населению Российской Федерации"
16 ноября 2004 г.
Согласно письму Минюста РФ от 27 апреля 1999 г. N 3268-ВЭ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Среди проблем структурного реформирования отрасли здравоохранения важнейшее значение имеет совершенствование службы скорой медицинской помощи.
В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников.
Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи врачебными кадрами возросла за последние три года до 90 процентов, а показатель обеспеченности врачами на 1000 населения достиг 1,2. Треть врачей аттестована на квалификационные категории, 14 процентов имеют сертификат специалиста.
Отмечается рост числа специализированных бригад скорой медицинской помощи на 11,0 процентов при снижении количества линейных врачебных бригад на 2,2 процента и фельдшерских бригад на 6,0 процентов.
Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан.
Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.
Как показывает анализ, почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на места происшествий, выполняется несвоевременно.
Определенные приказом Минздрава СССР от 20.05.88 N 404 меры по передаче неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинической службе остались не выполненными почти повсеместно.
Крайне неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы.
Продолжает оставаться на низком уровне оказание скорой медицинской помощи сельскому населению.
Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.
Целевая федеральная программа "Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995 - 1996 годы", принятая Правительством Российской Федерации в 1994 г. и направленная, в основном на переоснащение службы санитарным автотранспортом, средствами связи, медицинским оборудованием, из-за скудного финансирования не была выполнена. По этой же причине не был организован и запланированный Федеральный научно-практический центр скорой медицинской помощи, на который возлагалось научное обоснование дальнейшего развития и совершенствования службы.
Негативно сказывается на конечных результатах оказания скорой медицинской помощи отсутствие системы подготовки населения по вопросам оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не владеют даже работники милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы.
Все это свидетельствует о необходимости существенного совершенствования службы скорой медицинской помощи. Основными ее задачами на современном этапе должно являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами. Учитывая это, соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.
Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.
Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому и т.д.
В целях дальнейшего совершенствования и эффективной организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации
1. Утверждаю:
1.1. Положение об организации деятельности станции скорой медицинской помощи (Приложение 1).
1.2. Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи (Приложение 2).
1.3. Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (Приложение 3).
1.4. Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (Приложение 4).
1.5. Положение о деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 5).
1.6. Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 6).
1.7. Положение о заместителе главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи (Приложение 7).
1.8. Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 8).
1.9. Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 9).
1.10. Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 10).
1.11. Положение о фельдшере (медсестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (Приложение 11).
1.12. Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи (Приложение 12).
1.13. Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 13).
1.14. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи (Приложение 14).
1.15. Отраслевую статистическую отчетную форму станций скорой медицинской помощи (Приложение 15).
1.16. Примерную программу и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий (Приложение 16).
1.17. Инструкцию по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи (Приложение 17).
2. Приказываю:
Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:
2.1. Провести углубленный анализ состояния и эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи и с учетом медико-демографической ситуации в регионе, проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, разработать территориальные программы развития службы скорой медицинской помощи, предусмотрев в них следующие основные направления:
- развитие сети и материально-технической базы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи;
- подготовку и переподготовку медицинских кадров для службы скорой медицинской помощи;
- обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной милиции, водителей всех видов транспорта и других категорий населения;
- оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций;
- постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;
- внедрение в практику работы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи автоматизированных систем управления работой, в том числе оперативных и статистических отделов, АРМ специалиста и других;
- оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных отраслевых норм, правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой медицинской помощи;
- обеспечение персонала службы скорой медицинской помощи сезонной одеждой и обувью.
3. Департаменту организации медицинской помощи населению, Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, Управлению охраны здоровья матери и ребенка завершить до 01.11.99 разработку и утверждение отраслевых стандартов для фельдшерского и врачебного персонала скорой медицинской помощи.
4. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений:
4.1. Пересмотреть до 31.12.99 учебные программы подготовки и повышения квалификации специалистов службы скорой медицинской помощи с учетом утвержденных отраслевых стандартов.
4.2. Завершить в 2000 году профессиональную переподготовку по специальности "лечебное дело" медицинских сестер и акушерок, занимающих фельдшерские должности в учреждениях скорой медицинской помощи.
5. Считать не действующими на территории Российской Федерации Приказ Минздрава СССР от 29.12.84 N 1490 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению", приложения N 1, 2 Приказа от 20.05.88 N 404 "О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению".
6. Контроль за исполнением Приказа возлагаю на заместителя Министра Вялкова А.И.
Министр |
В.И.Стародубов |
Руководитель Департамента |
А.А.Монисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации"
Согласно письму Минюста РФ от 27 апреля 1999 г. N 3268-ВЭ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Текст приказа опубликован в сборнике "Приказы: Минздрав России./Сборник. 1999 год - Часть I", М.:"Интерсэн", 2000 г.
Текст настоящего приказа приведен с учетом письма Минздрава РФ от 18 февраля 2000 г. N 2510/1669-32
Приказом Минздрава России от 26 января 2022 г. N 23 настоящий документ признан утратившим силу с 26 января 2022 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 июня 2010 г. N 436н
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 ноября 2004 г. N 197
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.