Европейский Суд по правам человека
(III Секция)
Решение от 2 сентября 2004 г.
по вопросу приемлемости жалобы N 11676/04
"Боскоский против Бывшей югославской Республики Македония"
[Boskoski - Former Yugoslav Republic of Macedonia]
(извлечение)
Обстоятельства дела
Боскоский обратился в Государственную избирательную комиссию с заявлением о внесении себя в качестве независимого кандидата в списки кандидатов, баллотирующихся на президентских выборах 2004 года. Государственная избирательная комиссия не приняла его заявление на том основании, что в предшествующие выборам 10 из 15 лет он не проживал в стране постоянно, как того требует Конституция страны от кандидатов на пост президента. Государственная избирательная комиссия установила, что хотя некоторые периоды времени, когда у него было постоянное место жительства в Хорватии, можно считать проживанием "внутри страны" в соответствии со статьей 132 Конституции, период времени между 1991 и 1999 годами должен считаться периодом проживания "за границей". Таким образом, заявитель проживал постоянно в стране только семь лет и девять месяцев из требуемых для кандидата на пост президента 15 лет.
Заявитель обжаловал в Верховном суде отказ Государственной избирательной комиссии внести его в списки кандидатов, ссылаясь на то, что статья 132 Конституции была неправильно и ограничительно применена при подсчете продолжительности его проживания на территории "Бывшей югославской Республики Македония". Верховный суд отклонил жалобу заявителя, установив, что Государственная избирательная комиссия правильно произвела подсчет общей продолжительности проживания заявителя на территории страны. Конституционный суд аналогичным образом отклонил жалобу заявителя, указав, что право баллотироваться на выборах не является одним из прав личности, которое можно оспаривать в этом суде.
Решение
Жалоба признана неприемлемой, что касается Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции. Как таковое применение положений Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции, которые гарантируют "свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти", отнюдь не исключено в отношении президентских выборов. Однако в "Бывшей югославской Республике Македония" президент республики не имеет полномочий законодательной инициативы или права принимать нормативные акты, не имеет он и права какого-либо контроля над основными институтами, ответственными за принятие нормативных актов. Хотя у президента есть ограниченное право усмотрения временно приостанавливать обнародование законов, пост президента не может быть истолкован как "законодательная власть" в значении Статьи 3 Протокола N 1 к Конвенции. Жалоба признана неприемлемой как несовместимая с правилом о предметной неподсудности (ratione materiae) Европейского Суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Европейского Суда по правам человека от 2 сентября 2004 г. по вопросу приемлемости жалобы N 11676/04 "Боскоский против Бывшей югославской Республики Македония" [Boskoski - Former Yugoslav Republic of Macedonia] (III Секция) (извлечение)
Текст решения опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека. Российское издание. N 1/2005
Перевод: Власихин В.А.