Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2010 г. N ВАС-6961/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Вышняк Н.Г., судей Бациева В.В., Завьяловой Т.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (Товарное ш., д. 15 корп. 2, г. Тюмень, 625009) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2009 по делу N А70-9235/2008, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (ул. Республики, д. 143, г. Тюмень, 625000) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам Тюменской области о признании недействительным решения от 29.09.2008 N 2.8-29/10.
Суд установил:
в ходе выездной налоговой проверки открытого акционерного общества "Запсибгазпром" (далее - общество) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам Тюменской области (далее - инспекция) пришла к выводу, в том числе о занижении обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму 119 284 483 рублей, а также о неправомерном применении 2 093 173,9 рублей налоговых вычетов налога на добавленную стоимость за 2006 год по филиалу "Оздоровительный комплекс "Ямал" (далее - филиал).
Основанием для указанных выводов послужило непредставление обществом документов, подтверждающих учтенные при налогообложении прибыли расходы и налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость по его филиалу, ввиду утраты их во время пожара.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 29.09.2008 N 2.8-29/10, которым обществу, в числе прочего доначислены налог на прибыль в размере 28 628 275,92 рублей, налог на добавленную стоимость в размере 2 093 173,9 рублей, соответствующие суммы пеней и штрафа.
Полагая, что решение инспекции не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы, общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 23.06.2009, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009, требования общества удовлетворены частично, в том числе и в части названных эпизодов.
Признавая недействительным решение инспекции в указанной части, суды исходили из того, что обществом были утрачены не только документы, подтверждающие понесенные расходы и налоговые вычеты сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных своим контрагентам, но и документы, обосновывающие доходы, учитываемые при налогообложении, и обороты по реализации товаров (работ, услуг), на основании которых производится исчисление налога на прибыль и налога на добавленную стоимость (далее - НДС). В данном случае для определения сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате обществом, инспекция должна была применить расчетный метод, установленный положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 31 и пункта 7 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция же исчислила облагаемый налогом на прибыль доход, показанный филиалом в декларации, без учета расходов, а оборот по реализации, указанный филиалом в расчете по НДС, без учета налоговых вычетов, что, по мнению судов, противоречит принципам налогообложения, предусмотренным Кодексом.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 15.01.2010 оставил без изменения указанные судебные акты.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция просит отменить указанные судебные акты по названным эпизодам как принятые с нарушением норм материального права.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, изучив материалы дела, истребованного из Арбитражного суда Тюменской области, судебная коллегия усматривает предусмотренные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по следующим обстоятельствам.
Как следует из подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
При принятии решений суды посчитали, что инспекция в ходе проверки могла определить расчетным методом как налог на прибыль, так и НДС. При этом, ссылаясь на пункт 7 статьи 166 Кодекса, суды указали на возможность применения расчетного метода не только для определения налоговой базы по НДС, но и для определения суммы налогового вычета.
Между тем в части налоговых вычетов с данным выводом нельзя согласиться ввиду следующего.
Статьей 166 Кодекса установлен порядок исчисления НДС исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса, и не зависящей от налоговых вычетов, право на применение которых предоставлено налогоплательщику в силу положений статей 171, 172 Кодекса.
В пункте 7 статьи 166 Кодекса законодатель предусмотрел возможность исчисления расчетным путем налога, причитающегося к уплате по операциям, подлежащим налогообложению у налогоплательщика.
Вместе с тем, поскольку сумма налоговых вычетов не влияет на определение налоговой базы по НДС, то положения пункта 7 названной статьи Кодекса в отношении налоговых вычетов не применимы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном Кодексом.
Анализ изложенных норм в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам, при приобретении товаров (работ, услуг) лежит на налогоплательщике. При этом исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода.
Следовательно, на налогоплательщике лежала обязанность представить документы, обосновывающие заявленный им налоговый вычет. При утрате в результате пожара первичных бухгалтерских документов такими документами могли служить копии счетов - фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму налога на добавленную стоимость, оплаченную при расчетах с поставщиками товаров (работ, услуг).
Поскольку общество не обосновало налоговые вычеты указанными документами, инспекция правомерно не приняла отраженные в налоговых декларациях за спорный период налоговые вычеты сумм НДС к уменьшению суммы налога, заявленного к уплате.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в указанной части нарушают единообразие в применении арбитражными судами норм права, в связи с чем усматриваются основания для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В отношении эпизода, связанного с доначислением налога на прибыль по филиалу общества "Оздоровительный комплекс "Ямал" судебная коллегия не усматривает оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А70-9235/2008 Арбитражного суда Тюменской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 23.06.2009, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по тому же делу.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. N 6961/10
Предложить сторонам по делу представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на данное определение до 23 августа 2010.
Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Председательствующий судья |
Н.Г. Вышняк |
Судья |
В.В. Бациев |
Судья |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2010 г. N ВАС-6961/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А70-9235/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Запсибгазпром"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6961/10
16.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8367/09
12.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3814/11
09.11.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N 6961/10
09.11.2010 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-6961/10
11.06.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6961/10
21.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6961/10
06.10.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5808/2009