Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2010 г. N ВАС-10887/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Козловой О.А., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Тулапассажиртранс" (ул. Луначарского, д. 139, г. Тула, 300044) о пересмотре в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.05.2010 по делу N А40-36860/09-55-361 Арбитражного суда города Москвы по иску общества с ограниченной ответственностью "Тулаппассажиртранс" (далее - общество) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Департаменту финансов Тульской области о взыскании солидарно 47 494 443 рублей 86 копеек расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по перевозке отдельных категорий граждан по единым месячным проездным билетам.
Суд установил:
до принятия решения по делу истец в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, увеличил размер иска до 280 248 470 рублей 79 копеек.
Решением суда первой инстанции от 15.10.2009 исковое требование удовлетворено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и Тульской области в лице Департамента финансов Тульской области взыскано солидарно в пользу общества 280 248 470 рублей 79 копеек. При этом суд исходил из следующего. Российская Федерация и субъект Российской Федерации - Тульская область, приняв на себя обязательства по финансированию расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, не обеспечили компенсацию сумм не полученной истцом от потребителя платы в полном объеме согласно данным социологического натурного опроса, поэтому Российская Федерация и Тульская область имеют солидарные обязательства перед истцом и обязаны солидарно компенсировать его расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010, подтвержденным судом кассационной инстанции, решение от 15.10.2009 отменено. В иске отказано, поскольку судом первой инстанции не учтен порядок возмещения транспортным организациям компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, который устанавливается нормативными актами субъектов Российской Федерации. Также суд первой инстанции не дал надлежащей оценки условиям договора от 28.01.2008 N 22-02-07/28/Т-021, заключенного между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и обществом, существенным условием которого являлось перечисление истцу расходов из расчета размера, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114; не применил постановление администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114; не учел условия заключенного договора, а, удовлетворив исковое требование истца, по сути, изменил в одностороннем порядке существенные условия договора, регулирующего вопросы возмещения истцу расходов (увеличив цену договора), который является исполненным.
В заявлении о пересмотре постановлений апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество является транспортной организацией, осуществляющей перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования по городским маршрутам в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по единым месячным льготным проездным билетам.
Между Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Тульской области и обществом 28.01.2008 заключен договор N 22-02-07/28-Т-021 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по ЕМЛПБ и об оплате проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования в 2008 году.
В 2008 году общество оказывало льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах и троллейбусах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников.
Единый месячный льготный проездной билет (далее - ЕМЛПБ) на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов для отдельных категорий граждан введен постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83.
Стоимость ЕМЛПБ установлена в размере 170 рублей.
Постановлением администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 в пользу организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом, предусмотрено возмещение в размере 135 рублей за каждый проданный ЕМЛПБ.
Постановлением администрации Тульской области от 10.03.2007 N 115 с января по апрель (включительно) 2008 года стоимость проезда пассажиров или провоз одного местобагажа в городском пассажирском транспорте за одну поездку установлена в размере 7 рублей. В период с мая по декабрь (включительно) стоимость одной поездки составляла 10 рублей.
Предъявленный к взысканию размер расходов определен истцом исходя из разницы на одну поездку между стоимостью одной поездки льготного пассажира и одной поездки не льготного пассажира; количества поездок в месяц по данным социального опроса; количества проданных ЕМЛПБ.
Материалами дела установлено и истцом не отрицается, что обязанность по компенсации расходов, связанных с перевозкой пассажиров по ЕМЛПБ, в соответствии с законом о бюджете Тульской области на 2008 год, постановлением администрации Тульской области от 10.03.2007 N 114 и договором от 28.01.2008 N 22-02-07/28/Т-021 исполнена публично-правовым образованием - Тульской областью - в полном объеме.
Предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован.
Поскольку истец документально не обосновал размер реального ущерба, суды апелляционной и кассационной инстанций отказали в иске.
Вопрос о возмещении расходов общества, связанных с оказанием льготных услуг гражданам по проезду в городском общественном транспорте касается не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование наличия и размера понесенных расходов, поэтому оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в передаче дела N А40-36860/09-55-361 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 05.05.2010 отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судья |
Л.Г. Воронцова |
Судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 сентября 2010 г. N ВАС-10887/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-36860/08-55-361
Истец: ООО "Тулапассажиртранс"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Департамент финансов Тульской области