Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 25 марта 2008 г. N КА-А40/1829-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2008 г.
ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ" (далее по тексту - ФГУП РЭУ Минобороны РФ), обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов исполнителей по САО ГУ ФССП по г. Москве С.О. от 13.02.2007 "О передаче имущества должника-организации на реализацию".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 4 июля 2007 года, оставленным без изменения постановлением от 10 декабря 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства об исполнительном производстве, принятые судебным приставом меры по аресту, оценке и передаче имущества должника на реализацию направлены на исполнение судебного акта.
ФГУП РЭУ Минобороны РФ, не согласившись с выводами судебных инстанций, настаивает на отмене судебных актов по основаниям неправильного применения арбитражным судом норм материального права, а именно ФЗ "Об исполнительном производстве". По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В судебном порядке результаты торгов по продаже объекта незавершенного строительства признаны недействительными. Постановление судебного пристава исполнителя от 12.02.2007 г. о принятии результатов оценки указанного объекта оспорены в судебном порядке, дело находится в производстве Арбитражного суда г. Москвы, назначена экспертиза.
В судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал доводы и требования кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
Извещенные в установленном законом порядке о слушании кассационной жалобы судебный пристав исполнитель и третьи лица представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии со статьями 124, 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения арбитражный суд должен оценить в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установить обстоятельства, имеющие значение для правильной правовой квалификации отношений сторон и правильного применения норм права. После этого вынести законное и обоснованное решение.
Однако указанные требования процессуального закона судами не выполнены.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что судебным приставом-исполнителем в рамках сводного исполнительного производства N 29/05СВ вынесено постановление о передаче на реализацию арестованного от 13.02.2007 имущества, принадлежащего ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны РФ", а именно: не завершенное строительством здание, пристроенное к дому 37а, площадью 994,6 кв. м по адресу: Москва, Ленинградский проспект, 37а, по рыночной стоимости определенной специализированной организацией ООО "Оценочная компания "Экспертъ", которая согласно экспертному заключению N 2Д-002/07 от 12.02.2007 составила 9 655 000 руб.
Полагая, что рыночная стоимость спорного объекта определена с нарушением закона и значительно в десятки раз занижена в сравнении с реальной стоимостью ФГУП РЭУ Минобороны Р Ф обратилось в суд с требованием о признании указанного постановления незаконным.
Суды при разрешении спора руководствуясь формальными требованиями статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", статьи 54 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходили из того, что принятые судебным приставом-исполнителем меры по аресту, оценке и передаче имущества должника на реализацию были направлены на своевременное исполнение судебного акта, при этом судебный пристав-исполнитель руководствовался нормами законодательства об исполнительном производстве.
Между тем, судами доводы заявителя о незаконности произведенной оценки не рассмотрены. Выводы судов о том, что действия судебного пристава-исполнителя по аресту и оценке имущества, переданного на реализацию, заявителем в судебном порядке оспорены не были, не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу. ФГУП РЭУ Минобороны РФ оспорено в судебном порядке постановление СПИ о принятии результатов оценки рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в рамках дела N А40-7767/07-144-40 Арбитражным судом города Москвы назначена экспертиза по определению рыночной стоимости объекта незавершенного строительства.
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованными выводы судебных инстанций о законности постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов исполнителей по САО ГУ ФССП по г. Москве С.О. от 13.02.2007 "О передаче имущества должника-организации на реализацию".
Указанный вывод судебных инстанций не соответствует фактическим обстоятельствам по делу, вынесен без исследования доказательств и доводов сторон, доводы заявителя о незаконности проведенной оценки, заявленные в обоснование затребований, судом не рассмотрены. Спор судами рассмотрен без учета требований статей 41, 52, 54, 62, 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в их системном толковании.
Поскольку выводы арбитражных судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и фактические обстоятельства дела установлены недостаточно полно, а их выяснение имеет существенное значение для правильного рассмотрения спора, то состоявшиеся по делу судебные акты в соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо с учетом указанного и требований статей 71, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в зависимости от установленных обстоятельств, применить соответствующие нормы материального права. При разрешении спора суду обсудить вопрос о целесообразности совместного рассмотрения настоящего дела с делом N А40-7767/07-144-40.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2007, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2007 N 09АП-11548/2007-АК по делу N А40-7764/07-121-70 отменить дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 марта 2008 г. N КА-А40/1829-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании