Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 марта 2008 г. N КА-А40/1452-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 марта 2008 г.
Муниципалитет внутригородского Муниципального образования Ломоносовское в г. Москве (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России N 36 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) N 17562 от 29.12.2006 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2007 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 г., заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст.ст.284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Инспекции, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Заявителем представлен отзыв.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 29.12.2006 г. налоговым органом вынесено решение N 17262 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки по вопросу правильности и своевременности исчисления, удержания из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисления в соответствующий бюджет налога на доходы физических лиц с 01.11.2004 г. по 05.10.2006 г. по вопросу исполнения нормативных и правовых актов РФ и г. Москвы в сфере привлечения иностранной рабочей силы.
В оспариваемом решении налоговый орган указывает, что заявитель в качестве налогового агента не удержал 7 128, 00 руб. налога на доходы физических лиц. По мнению налогового органа, данная сумма налога подлежала уплате в связи с тем, что заявитель перечислял доплату к государственной пенсии муниципального служащего в пользу бывшей работницы А.Т.И.
Также налоговый орган приводит доводы о том, что заявитель в качестве налогового агента не включил в налоговую базу сумму в размере 16 500 руб., которая, по мнению налогового органа, подлежала уплате в связи с тем, что заявитель оплачивал комплексно медицинское обслуживание за своих сотрудников и членов их семей.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с обоснованностью данных доводов налогового органа в связи со следующим.
Как установлено п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Налоговый орган приводит довод о том, что Федеральным законом N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" ежемесячная доплата государственной пенсии муниципального служащего не предусмотрена.
Между тем, как установлено ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Поскольку такая ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципального служащего предусмотрена законом субъекта Российской федерации, а именно: пп. 8 п. 5 ст. 27 Закона города Москвы от 24.03.2004 г. N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" и, следовательно, подпадает под действие ст. 217 НК РФ и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пп. 8 п. 1 ст. 27 Закона города Москвы от 24.03.2004 г. N 15 "О муниципальной службе в городе Москве"
Из п. 2 ст. 19 Федерального закона N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы Российской Федерации" также следует, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной служб засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.
Кроме того, в настоящее время действует Федеральный закон от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Так пп. 5, 6 ст. 5 данного Федерального закона устанавливают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.
П.п. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ устанавливает в качестве гарантий муниципального служащего пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
В соответствии с п. 9 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 1413, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) на выборных муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы.
На основании п. 13 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 1233) при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, учитывается время замещения муниципальных должностей муниципальной службы и выборных муниципальных должностей.
Таким образом, все установленные законом права для государственных служащих в области пенсионного обеспечения распространяются и на муниципальных служащих.
Также не могут быть признан обоснованным отказ налогового органа в применении налоговой льготы, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, по следующим основаниям.
Судами сделан правомерный вывод о том, что налоговый орган в оспариваемом решении ошибочно указал, что освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц не распространяется на дополнительные гарантии, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как установлено ст. 165 Трудового кодекса РФ, работникам помимо общих гарантий и компенсаций предоставляются гарантии и компенсации в случаях, установленных федеральными законами.
Положениями п.п. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.01.1998 г. N 8-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", пп. 5 п. 1 ст. 27 Закона города Москвы от 24.03.2004 г. N 15 "О муниципальной службе в городе Москве" муниципальному служащему гарантируется медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода муниципальных служащих на пенсию.
Соответственно, все выплаты, связанные с реализацией, предусмотренной федеральным законом гарантии, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, и у заявителя не возникло обязанности налогового агента по удержанию суммы налога.
Также суды обеих инстанций обоснованно указали, что при принятии оспариваемого решения налоговый орган не учел норму п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Доводам кассационной жалобы Инспекции судами дана надлежащая правовая оценка. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2007 г. по делу N А40-16404/07-90-82 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 36 по г. Москве госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2008 г. N КА-А40/1452-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании