Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 февраля 2008 г. N КА-А40/193-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2008 г.
Открытое акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, налоговый орган) от 17.01.2007 г. N 56-17-08/10/01 об отказе в возмещении НДС по налоговой декларации по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 г. в сумме 327.460 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 8 августа 2007 г. требования общества удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции 25.10.2007 г. решение оставил без изменения.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов.
Право ОАО "НТМК" на применение налоговых вычетов по НДС основано на положениях ст.ст. 169, 171, 172 НК РФ.
В подтверждение права на применение налоговых вычетов по уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2006 г. налогоплательщиком в налоговый орган представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 172 НК РФ.
Доводы жалобы о применении поставщиками заявителя упрощенной системы налогообложения и выставление счетов-фактур с недостоверными сведениями не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Счета-фактуры оплачены заявителем; требования ст.ст. 171. 172 НК РФ соблюдены.
С учетом требований п. 5 ст. 173 НК РФ выставление поставщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, счетов-фактур с выделенной суммой НДС, не исключает право налогоплательщика, уплатившего в стоимости товара (работ, услуг) согласно таким счетам-фактурам, суммы НДС, на их вычет.
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются операции, приведенные в статье 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения; налог на добавленную стоимость является косвенным налогом (налогом на потребление): реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2006 N 157-О).
Механизм исчисления и уплаты данного налога предусматривает в случае совершения налогооблагаемых операций выставление счета-фактуры, в котором сумма налога, предъявленного покупателю, выделяется отдельной строкой (статьи 168, 169 Кодекса). Покупатель же в случае приобретения объекта для совершения операций, облагаемых налогом, вправе в соответствии со статьями 171 и 172 Кодекса предъявить уплаченную сумму налога к вычету.
В случае ошибочного предъявления покупателю в счете-фактуре налога на добавленную стоимость, налогоплательщик либо лицо, не являющееся налогоплательщиком, или налогоплательщик, освобожденный от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны исчислить данный налог и перечислить его в бюджет (пункт 5 статьи 173 и пункт 4 статьи 174 Кодекса). При этом данное нарушение контрагентом покупателя налогового законодательства не может служить достаточным основанием для отказа покупателю-налогоплательщику в праве на применение налогового вычета, поскольку источник возмещения данного налога, исходя из требования пункта 5 статьи 173 Кодекса в бюджет заложен. В то же время покупатель-налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, а правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О).
Из представленных в материалы дела документов следует, что заявитель на основании счетов - фактур, выставленных ООО "Торговый дом" ЕвразХолдинг" в соответствии со счетами - фактурами, полученными от ООО "ТагилЧермет" и ООО "УралТехпогеп-ЕК" произвел оплату за полученный товар с учетом НДС.
То обстоятельство, что НДС уплачен лицам, не являющимся плательщиками НДС не влияет на право заявителя применять спорные суммы по счетам - фактурам к вычету.
Факт выделения названными выше поставщиками отдельной строкой НДС в счетах - фактурах не оспаривается налоговым органом.
Данная правовая позиция не противоречит правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2007 г. N 10627/06.
В силу статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только те суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в возмещении НДС в сумме 327.460 руб.
Доводы жалобы признаются несостоятельными, поскольку опровергаются фактическими обстоятельствами дела и доказательствами, исследованными судами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2007 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2007 г. по делу N А40-22289/07-139-130 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 - без удовлетворения.
Взыскать с МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 госпошлину в доход бюджета в размере одной тысячи рублей за подачу кассационной жалобы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 февраля 2008 г. N КА-А40/193-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании