Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 мая 2008 г. N КА-А40/3599-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 г.
Федеральное государственное учреждение "Звенигородский лесхоз" (далее - ФГУ "Звенигородский лесхоз", учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными приказов Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (далее - Мослесхоз, Управление) N 4 от 08.10.2007, N 6 от 10.10.2007, N 7 от 10.10.2007 о проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 21.12.2007 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор).
В рассмотрении дела на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает участие Прокуратура г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2007, в удовлетворении заявленных делу требований отказано.
Не согласившись с данными судебными актами, ФГУ "Звенигородский лесхоз" подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом сослалось на неправомерность выводов судебных инстанций о законности оспариваемых по делу приказов Мослесхоза. Указало также на фактическую неразрешенность вопроса о законности приказа Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) от 26.09.2007 N 411 "Об утверждении уставов федеральных государственных учреждений (лесхозов), находящихся в подчинении Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва", поскольку учреждением подана кассационная жалоба на судебные акты арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, которыми учреждению отказано в удовлетворении требования о признании вышеуказанного приказа незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Мослесхоз возражал против ее удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты соответствующими законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
До рассмотрения кассационной жалобы ФГУ "Звенигородский лесхоз" заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства по жалобе, сославшись на невозможность участия в судебном заседании его представителя. Ходатайство обсуждено судом кассационной инстанции и признано подлежащим отклонению. При этом суд исходит из отсутствия в ходатайстве каких-либо мотивов в обоснование невозможности обеспечения явки представителя учреждения на заседание суда.
Представители Мослесхоза и Прокуратуры г. Москвы возражали против удовлетворения кассационной жалобы, как необоснованной.
Извещенный в установленном законом порядке представитель Росприродназора в судебное заседание не явился.
Обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва были изданы приказы от 08.10.2007 N 4, от 10.10.2007 N 6, от 10.10.2007 N 7 о проведении лесных аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности. Данными приказами утвержден перечень лотов, выставляемых на лесной аукцион, утверждена документация по проведению лесных аукционов по лотам и определено время начала и окончания срока приёма заявок на участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.
Пунктом 5 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" установлено, что организатором аукционов по продаже права на заключение договора в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов РФ, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых, а также полномочий по организации и проведению аукционов не передаётся в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
В соответствии с пунктом 5.13.4. Положения о Рослесхозе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в области лесных отношений, установленные ЛК РФ, в отношении лесничеств и лесопарков, указанных в части 2 статьи 83 ЛК РФ, и (или) в случаях, когда указанные полномочия изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 4 Положения установлено, что Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы или подведомственные организации.
Согласно пунктам 6.4.2., 6.4.3. Положения об Управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, утвержденном Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.08.2007 N 368, Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве осуществляет на территории лесничеств и лесопарков, в отношении которых осуществление полномочий Российской Федерации не передается органам государственной власти Московской области, полномочия по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда и заключению договоров аренды лесных участков.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных учреждением требований, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из соответствия изданных Мослесхозом в рамках полномочий приказов действующему законодательству.
Суды также дали правовую оценку доводам ФГУ "Звенигородский лесхоз" относительно нарушения норм действующего законодательства утверждением новой редакции устава учреждения, в которой отсутствуют полномочия последнего по проведению аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка на землях лесного фонда и заключению договоров аренды лесных участков. При этом правомерно сослались на факт регистрации новой редакции устава в установленном порядке, отсутствие каких-либо данных о признании его недействительным. Учитывая изложенное, соответствующий довод кассационной жалобы отклоняется судом кассационной инстанции.
Ссылка ФГУ "Звенигородский лесхоз" на обжалование в кассационном порядке судебных актов по делу Арбитражного суда г. Москвы N А40-55237/07-119-215, где предметом рассмотрения является законность вышеназванного приказа Рослесхоза от 26.09.2007 N 411, также является несостоятельной. На момент рассмотрения кассационной жалобы по настоящему делу Федеральным арбитражным судом Московского округа принято постановление от 14.04.2008 N КА-А40/2788-08, которым судебные акты судов первой и апелляционной инстанции по делу N А40-55237/07-119-215 оставлены без изменения.
С учетом изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов двух инстанций.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 января 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2008 года по делу N А40-58255/07-94-398 оставить без изменения, а кассационную жалобу ФГУ "Звенигородский лесхоз" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2008 г. N КА-А40/3599-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании