Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 6 сентября 2010 г. по делу N 2-13ж/10
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Короткова А.Г.,
судей Вырышевой И.В. и Гученковой Е.А.,
с участием прокурора Цветкова А.В.,
заявителя К.В.Ю.,
защитников-адвокатов Магомедовой Р.С., предоставившей удостоверение N 3, ордер N 005560 от 14 мая 2010 года, Мошанского А.А., предоставившего удостоверение N 10123, ордер N 1512 от 3 сентября 2010 года,
при секретаре Копыловой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по жалобе гражданина Республики Беларусь К.В.Ю. на решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 апреля 2010 года о выдаче К.В.Ю. для привлечения к уголовной ответственности за покушение на убийство по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года.
Исследовав представленные Генеральной прокуратурой РФ материалы о выдаче, выслушав К.В.Ю., адвоката и прокурора по доводам жалобы, суд установил:
В производстве Гомельской области Республики Беларусь находится уголовное дело по обвинению К.В.Ю. по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 и ст. 415 УК Республики Беларусь 1999 года.
К.В.Ю. обвиняется в том, что 8 декабря 1998 года в деревне Красное Гомельского района Республики Беларусь, действуя совместно с другими лицами, оказал И.К.В. помощь в совершении покушения на убийство П.С.
Кроме того, К.В.Ю. 21 марта 2005 года уклонился от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного приговором суда Центрального района г. Гомеля Республики Беларусь от 11 ноября 2004 года.
Деяния К.В.Ю. (по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года) по российскому уголовному законодательству являются наказуемыми и соответствуют ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ (пособничество в покушении на убийство), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и Республики Беларусь не истекли.
Деяния К.В.Ю. по ст. 415 УК Республики Беларусь 1999 года - уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы, по российскому уголовному законодательству не образует состав преступления. Уголовная ответственность за злостное уклонение от отбывания наказания лица, осужденного к ограничению свободы в качестве дополнительного вида наказания, в УК РФ введена Федеральным законом N 377-ФЗ от 27.12.2009 года.
11 февраля 2009 года постановлением старшего следователя по важнейшим делам следственного отдела прокуратуры Гомельской области Г.О.Е. К.В.Ю. объявлен в розыск и к нему применена мера пресечения в виде содержания под стражей в СИЗО-3 Департамента исполнения наказаний МВД Республики Беларусь по Гомельской области.
К.В.Ю. привлечен в качестве обвиняемого к уголовной ответственности постановлением старшего следователя по важнейшим делам следственного отдела прокуратуры Гомельской области Г.О.Е. от 14 декабря 2009 года.
23 ноября 2009 года в 19 часов 00 минут 15 сотрудниками отдела 5 ОРЧ по линии УР ГУВД по г. Москве по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, дом 62 "а" задержан К.В.Ю., находящийся в межгосударственном розыске, до решения вопроса об экстрадиции его правоохранительным органам Республики Беларусь.
24 ноября 2009 года срок задержания К.В.Ю. был продлен до 17 часов 00 минут 25 ноября 2009 года Савеловским районным судом г. Москвы для представления дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.
25 ноября 2009 года постановлением Савеловского районного суда г. Москвы в отношении К.В.Ю. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
18 января 2010 года постановлением Савеловского районного суда г. Москвы К.В.Ю. продлен срок содержания под стражей до шести месяцев, то есть до 23 мая 2010 года включительно.
В настоящее время К.В.Ю. содержится под стражей в ФБУ ИЗ N 77/4 УФСИН России по г. Москве.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь обратилась в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о выдаче К.В.Ю. для привлечения его к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139, и ст. 415 УК Республики Беларусь 1999 года, гарантировав, что в случае выдачи, он не будет привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за преступление, совершенное до выдачи, а также не будет выдан, выслан либо передан третьему государству за иное преступление, не связанное с выдачей, без согласия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Он не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания.
12 апреля 2010 года заместителем Генерального прокурора Российской Федерации принято решение об удовлетворении запроса Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче К.В.Ю. для привлечения его к уголовной ответственности за покушение на убийство по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года и отказано в выдаче К.В.Ю., для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы по ст. 415 УК Республики Беларусь 1999 года.
Имеющиеся в законодательстве сторон несовпадения отдельных квалифицирующих признаков преступления в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и УПК РФ не являются основанием для отказа в выдаче.
Постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2010 года является законным и обоснованным.
В судебном заседании установлено, что К.В.Ю. гражданином Российской Федерации не является и он обвиняется в совершении преступления на территории Республики Беларусь, является гражданином Республики Беларусь, что подтверждается представленными материалами экстрадиционной проверки.
Так, согласно справке МВД Республики Беларусь ОВД Гомельского Райисполкома подразделения по гражданству и миграции К.В.Ю. является гражданином Республики Беларусь на основании ст. 8 Закона Республики Беларусь "О гражданстве Республики Беларусь", как лицо, состоящее в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу вышеназванного закона.
Согласно сведениям, поступившим из ФМС России по базе данным учета ФМС и КД МИД России, гражданство России К.В.Ю. не приобретал.
21 декабря 2009 года К.В.Ю. впервые обратился в ФМС России по г. Москве с заявлением в простой письменной форме о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
18 марта 2010 года К.В.Ю. отказался от подачи ходатайства о признании его беженцем на территории РФ, мотивируя отсутствием его адвоката, 7 апреля 2010 года в учреждении ФБУ ИЗ-77/4 УФСИН России по г. Москве сотрудниками УФМС России по г. Москве в присутствии адвоката была проведена процедура принятия ходатайства у К.В.Ю. о признании его беженцем на территории Российской Федерации.
25 мая 2010 года решением УФМС России по г. Москве К.В.Ю. было отказано в признании его беженцем на территории РФ.
К.В.Ю. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения УФМС России по г. Москве от 25 мая 2010 года об отказе в признании его беженцем на территории РФ и обязать УФМС России по г. Москве признать его беженцем на территории Российской Федерации.
24 июня 2010 года решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы в удовлетворении заявления К.В.Ю. об оспаривании решения УФМС России по г. Москве отказано.
К.В.Ю. и адвокат Магомедова Р.С. обратились с кассационной жалобой на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2010 года в Московский городской суд.
17 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда оставила решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2010 года оставлено без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
К.В.Ю. в судебном заседании пояснил, что возражает против выдачи его правоохранительным органам Республики Беларусь в связи с тем, что уголовное дело в отношении него сфабриковано, на территории Республики Беларусь его ожидают пытки, смертная казнь, он проповедует религию "Харе Кришна", он обратился с заявлением о получении временного убежища на территории РФ.
Защитник Магомедова Р.С. возражала против выдачи К.В.Ю. правоохранительным органам Республики Беларусь и пояснила, что на территории Республики Беларусь дело против К. сфабриковано и не принято решения по заявлению К. о получении временного убежища.
Защитник Мошанский А.А. поддержал доводы своего подзащитного.
Заявление К., направленное им 20 августа 2010 года в УФМС России о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, не препятствует проверке обоснованности и законности решения о выдаче лица. Факт обращения с заявлением в УФМС после его задержания не влияет на выводы суда о принятии заместителем Генерального прокурора решения о выдаче К.
Предусмотренных законом препятствий к выдаче К.В.Ю. не имеется, поскольку в судебном заседании установлено, что российского гражданства он не имеет, по поводу приобретения гражданства в УФМС России Московской области он не обращался, сведений о постановке на миграционный учет (регистрации) на территории г. Москвы, Московской области не имеется.
К.В.Ю. обращался с заявлением о приобретении гражданства в УФМС России по г. Москве, но ему было отказано. Указанное решение обжаловалось К. в суд, судом в удовлетворении его жалобы отказано и оно вступило в законную силу.
Согласно данным МИД России не располагает сведениями относительно преследовании К.В.Ю. в Белоруссии по политическим мотивам, вероисповедованию или по иным признакам.
В соответствии с выпиской из УК Республики Беларусь за преступление, в котором обвиняется К. по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь 1999 года, не предусмотрено наказание в виде смертной казни. Генеральная прокуратура Республики Беларусь гарантировала, что в случае выдачи, К. не будет привлечен к уголовной ответственности, подвергнут наказанию за преступление, совершенное до выдачи, а также не будет выдан, выслан либо передан третьему государству за иное преступление, не связанное с выдачей, без согласия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения и наказания.
Доводы К.В.Ю. в заявлении о необоснованности его привлечения к уголовной ответственности и фальсификации уголовного дела в данном судебном заседании рассмотрению не подлежат, поскольку уголовное дело в отношении него возбуждено правоохранительными органами Республики Беларусь.
Принимая во внимание, что К.В.Ю. обвиняется в совершении преступления на территории Республики Беларусь, на основании ст.ст. 56, 57, 67 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года и ст.ст. 462, 463 и 464 УПК РФ, он для привлечения к уголовной ответственности подлежит выдаче правоохранительным органам указанного государства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 463 УПК РФ, суд определил:
жалобу К.В.Ю. оставить без удовлетворения.
Признать постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 12 апреля 2010 года о выдаче К.В.Ю. для привлечения к уголовной ответственности за покушение на убийство по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 139 УК Республики Беларусь, законным и обоснованным.
Настоящее определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение 7 суток со дня его вынесения.
Председательствующий судья: |
Коротков А.Г. |
Судьи: |
Вырышева И.В. |
|
Гученкова Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 6 сентября 2010 г. по делу N 2-13ж/10
Текст определения официально опубликован не был