Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 430936-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Досье на проект федерального закона
В Федеральном законе от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" /в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 132-ФЗ/ (далее - Федеральный закон) установлен перечень лиц и мест принудительного содержания, за которыми осуществляется общественный контроль, а также порядок формирования и полномочия общественной наблюдательной комиссии. В ходе осуществления общественного контроля общественные наблюдательные комиссии столкнулись с рядом проблем, которые требуют своего разрешения в законодательном порядке, путем внесения изменений в Федеральный закон.
Проектом федерального закона предлагается расширить сферу общественного контроля за местами принудительного содержания - медицинскими вытрезвителями, специальными помещениями и специальными учреждениями, предназначенными для содержания иностранного гражданина или лица без гражданства до выдворения их с территории Российской Федерации, психиатрическими стационарами специализированного типа, в том числе с интенсивным наблюдением, конвойными помещениями в зданиях судов, специальными транспортными средствами, предназначенные для перевозки подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных. Согласно действующему законодательству нормы, регламентирующие порядок и условия содержания в указанных местах принудительных содержания фактически аналогичны тем, которые уже закреплены в Федеральном законе. Кроме того, как показывает анализ обращений граждан в общественные наблюдательные комиссии, именно в данных помещениях и при перевозке определенных лиц в транспортных средствах имеются многочисленные нарушения прав человека.
Проектом федерального закона также предлагается конкретизировать, какие органы и организации вправе оказывать содействие общественной наблюдательной комиссии при осуществлении своих полномочий, поскольку на практике возникли вопросы о пределах компетенции, в частности, органов государственной власти при оказании материальной (финансовой) помощи общественной наблюдательной комиссии.
Также необходимо расширить перечень документов, подтверждающих статус и функционирование общественного объединения, выдвинувшего свою кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии.
Кроме того, при принятии решения необходимо учитывать не только те документы, которые уже предусмотрены Федеральным законом, а также дополнительные материалы, например, поступившие по результатам проверки сведений, представленных общественными организациями, поскольку зачастую именно дополнительные материалы позволяют принять наиболее оптимальное решение при включении представителя общественного объединения в общественную наблюдательную комиссию.
В настоящее время Федеральным законом установлены критерии для кандидата в члены общественной наблюдательной комиссии по возрасту и опыту работы в области защиты прав граждан. В соответствии с Федеральным законом уставной целью или направлением деятельности общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру в состав общественной наблюдательной комиссии, является защита прав и свобод человека и гражданина. Поэтому нецелесообразно устанавливать дополнительный критерий для кандидата в члены общественной наблюдательной комиссии (наличие опыта работы в данной области), а также, исходя из международной практики осуществления общественного контроля, возрастной ценз необходимо установить 21 год.
В целях эффективного осуществления общественного контроля за местами принудительного содержания предлагается расширить полномочия общественной наблюдательной комиссии. Так, необходимо предоставить право общественной наблюдательной комиссии обращаться непосредственно в Общественную палату Российской Федерации о прекращении полномочий члена общественной наблюдательной комиссии в связи с ненадлежащим исполнением им своих обязанностей, если он является руководителем общественного объединения.
Для своевременного реагирования на жалобы лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, и устранения нарушений их прав, необходимо закрепить в Федеральном законе норму о проведении беседы с подозреваемыми, обвиняемыми, содержащимися под стражей, без специального разрешения следователя, лица, производящего дознание, или судьи, поскольку беседа направлена только на выяснение обстоятельств, связанных с нарушением прав обвиняемых, подозреваемых, а не на выяснение данных предварительного расследования или судебного разбирательства.
Для получения объективной информации о нарушении прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, необходимо предоставить право членам общественной наблюдательной комиссии знакомится с материалами личных дел и иными документами указанной категории лиц, а также принимать участие в проведении ведомственных проверок.
Принятие данного законопроекта будет способствовать более объективному и всестороннему осуществлению общественного контроля за соблюдением прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, а также своевременному восстановлению нарушенных прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания.
Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства РФ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.