Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435637-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Досье на проект федерального закона
Анализ правоприменительной практики Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и мероприятий по его реализации в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" свидетельствует о необходимости совершенствования действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилых помещений.
С 2004 года в Государственную Думу различными субъектами права законодательной инициативы было внесено 20 законопроектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в указанный Федеральный закон, что подтверждает важность и необходимость данного законопроекта, учитывающего замечания и предложения как субъектов, так и граждан Российской Федерации.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматриваются следующие изменения.
В настоящее время в постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, отказывают родителям, воспитывающим детей-инвалидов с детства, в случаях, когда они были рождены за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Учитывая суровые климатические условия Севера, а также рекомендации врачей, многие роженицы выезжали на последние месяцы беременности и роды в регионы страны с более благоприятными климатическими условиями. Данным законопроектом предлагается устранить существующее ущемление прав инвалидов с детства, уточнив формулировку - инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлены пять категорий граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Данным законопроектом предлагается новая редакция статьи 2, устанавливающая следующую очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, отнесенным статьей 2 Федерального закона к первоочередным получателям жилищных субсидий, их предоставление предлагается осуществлять на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В настоящее время выделение бюджетных средств для каждой последующей очереди производится после предоставления субсидий всем очередникам предыдущей очереди. Таким образом, установленные Федеральным законом условия предоставления жилищных субсидий не допускают возможности удовлетворить потребности очередников, стоящих в третьей, четвертой и пятой очередях, пока не будут распределены жилищные субсидии очередникам, стоящим в первой и второй очередях.
В связи с этим предлагается предусмотреть право высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании соответствующего решения законодательных (представительных) органов власти субъекта Российской Федерации направить не более 30 процентов средств федерального бюджета, выделенных соответствующему субъекту Российской Федерации на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании соответствующего федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на предоставление жилищных субсидий гражданам, нуждающимся в их получении, относящимся к следующей по порядку очереди, установленной статьей 2 законопроекта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "статьей 2 в редакции законопроекта"
Согласно пунктам 10, 14, 16, 17 и 20 "Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 879 от 10 декабря 2002 года "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями), постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, определяется по дате регистрации поступившего заявления.
Однако на практике в ряде субъектов Российской Федерации постановка на учет осуществляется исходя из общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вне зависимости от даты поступления заявления в соответствующий орган. С целью устранения неоднозначной трактовки основания, необходимого для постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предлагается внести изменения в статью 3, установив непосредственно в Федеральном законе очередность предоставления жилищной субсидии по номеру и дате подачи заявления гражданами.
Предлагается предусмотреть сохранение до 1 января 2011 года очереди граждан, вставших в очередь на получение жилищных субсидий до принятия настоящего Федерального закона. После 1 января 2011 года из очереди на получение жилищных субсидий исключаются граждане, выезжающие из населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, которым жилищные субсидии предоставляются на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
За последние 10 лет в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" было переселено около 71,1 тысяч семей, что составляет лишь 25 процентов от количества нуждающихся в этом граждан. По ряду причин не всем гражданам, ожидающим жилищные субсидии, удается дожить до их получения, а их родственники либо теряют право на переселение, либо становятся в очередь на общих основаниях, т.е. как вновь обратившиеся. Согласно пункту 17 "Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями и дополнениями), в состав семьи получателя субсидии включены граждане, постоянно проживающие (проживавшие) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выезжающие (выехавшие) совместно с ним. В настоящее время правом на получение жилищной субсидии обладает лишь гражданин, поставленный на учет на получение жилищной субсидии, и в случае его смерти членам его семьи жилищная субсидия не предоставляется. Для восстановления социальной справедливости законопроектом предлагается в случае смерти гражданина, состоящего на учете на получение жилищной субсидии, предусмотреть сохранение данного права за членами семьи гражданина - получателя жилищной субсидии. С целью устранения разночтений предлагается установить, что к членам семьи гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, относятся его супруга (супруг), дети (усыновители, усыновленные, опекаемые) и родители.
В соответствии с действующим Федеральным законом размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, определяется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в регионе вселения. Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеют право избрать для переселения любой субъект Российской Федерации, не относящийся к указанным районам и местностям. Однако в основном новым местом жительства они выбирают города федерального значения, центральные области страны, включая Московскую и Ленинградскую, с наибольшей рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилья. В настоящее время более 70 процентов граждан выезжают в указанные субъекты Российской Федерации, расходуя большую часть ежегодно предусматриваемых средств федерального бюджета на жилищные субсидии для приобретения (строительства) жилых помещений. В итоге граждане получают неравнозначные по размеру жилищные субсидии, и меньшему количеству граждан удается ежегодно реализовать свое право на переселение. По данным причинам предлагается установить единый норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемый на полугодие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В статью 6 действующего Федерального закона вносятся изменения, направленные на уточнение условий передачи жилого помещения в обмен на государственный жилищный сертификат. Так, в случае отчуждения гражданами и (или) членами их семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо сумму, указанную в справке организации технической инвентаризации, составленной на дату заключения договора, при этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Данным законопроектом предусматривается право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, избрать для постоянного проживания населенный пункт, расположенный в субъекте Российской Федерации с более благоприятными природно-климатическими условиями за пределами районов Крайнего Севера, в том числе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Данное дополнение учитывает медико-биологический фактор переселения. Граждане, рожденные на Крайнем Севере, отработавшие там 15 календарных лет и более, предпочитают переезд в местности, природно-климатические условия которых наиболее близки к северным.
Учитывая изложенное, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлен на совершенствование норм действующего законодательства в части предоставления жилищных субсидий. Его принятие позволит снять ряд правовых коллизий и обеспечить большую социальную защиту граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Данный законопроект вносится одновременно с проектом федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" по категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий - инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вносятся уточнения: родившиеся за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
Выделение финансовых средств на данную категорию предполагается в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Сумма средств федерального бюджета, необходимых для реализации прав на жилищную субсидию указанной категории граждан, составит: 28 000 х 54 х 100 х 75% = 113 400 000,0 рублей, где:
28 000 (двадцать восемь тысяч) рублей - норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2010 года, утвержденный Министерством регионального развития Российской Федерации;
54 квадратных метра - количество квадратных метров, составляющее социальную норму общей площади жилья на семью из трех человек, в соответствии со статьей 5 Федерального закона;
100 человек - максимальное количество граждан, относящихся к категории "инвалиды с детства", рожденные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в случае, если на дату их рождения местом постоянного проживания матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
75 процентов - минимальный норматив предоставления жилищной субсидии на приобретение жилья от стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации.
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Мероприятия по его реализации будут осуществляться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" потребуется внесение изменений и дополнений в следующие нормативные правовые акты Российской Федерации:
- в постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (ред. от 23.12.2009);
- в постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ред. от 07.11.2008);
- в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 433 "Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ред. от 07.11.2008);
- в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (ред. от 21.12.2009).
Потребуется принятие Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.