Заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 189343-5 "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (об установлении оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки), внесенный членом Совета Федерации Р.В. Шияновым
первое чтение
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить исчерпывающий перечень оснований для продления срока выездной налоговой проверки, исключив одновременно положение, предусматривающее наделение федерального органа власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, полномочиями по установлению оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В рамках предоставленных ФНС России полномочий издан приказ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@, которым утверждены, в том числе, основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки, предусматривающие неисчерпывающий перечень таких оснований.
По мнению субъекта законодательной инициативы, лишение налоговых органов права продления сроков проведения выездных налоговых проверок по иным, за исключением предусмотренных Кодексом, основаниям, призвано защитить интересы налогоплательщиков от необоснованного продления налоговыми органами сроков продления таких проверок.
Вместе с тем, следует учитывать, что основание и необходимый срок продления выездной налоговой проверки можно установить только из фактических обстоятельств конкретной проверки (из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств). В то же время, предлагаемый законопроектом перечень оснований продления срока проведения выездной налоговой проверки не позволяет налоговым органам учитывать все фактические обстоятельства конкретной проверки, что, в свою очередь, может способствовать снижению эффективности этой формы налогового контроля.
Кроме того, в случае если налогоплательщик сочтет продление срока проведения выездной налоговой проверки нарушающим его законные права, он вправе обжаловать (в том числе в апелляционном порядке) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.
Отмечается также, что законопроект не содержит нормы, определяющей порядок вступления федерального закона в силу, что предполагает его вступление в силу в общеустановленном порядке. Указанное не согласовывается с положениями пункта 1 статьи 5 Кодекса, регламентирующими порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 189343-5 "О внесении изменения в статью 89 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.