Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 421532-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу запрета перехода сотрудников в департамент (управление) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти)
Досье на проект федерального закона
Вопросы обеспечения собственной безопасности имеют крайне актуальное значения. Особое значение имеет институт собственной безопасности федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - федеральные органы исполнительной власти), которые являются средством обеспечений законности и правопорядка, а также средством противодействия коррупции.
Органы собственной безопасности существовали во многих структурах: в частности, в КГБ и МВД СССР. В условиях рынка у многих сотрудников возник соблазн легкого обогащения и число преступлений, совершаемых сотрудниками стало расти, что вынудило руководство страны в 1995 году создать специальную структуру по борьбе со взяточничеством и коррупционностью - службу собственной безопасности. Аналогичные службы собственной безопасности существуют в большинстве стран Европы и Америки. В некоторых странах они по численности в несколько раз превосходят российские департаменты и управления собственной безопасности.
Деятельность по обеспечению собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти включает различные направления:
выявлению и пресечению коррупционных связей сотрудников указанных федеральных органов исполнительной власти с представителями нечистоплотных коммерческих организаций, в том числе и с членами преступных сообществ;
организацию обеспечения дифференцированного доступа к информационным системам, содержащих сведения о персональных данных сотрудников, а также лиц, оказывающих содействие органам;
организацию контроля за соблюдением сотрудниками режима собственной безопасности;
обеспечение сохранности личных дел сотрудников, в том числе находящихся в архиве;
принятия мер по обеспечению личной безопасности сотрудников;
обеспечения гарантий правовой и социальной защиты сотрудников;
организацию работы с государственными и иными средствами массовой информации по формированию положительного имиджа сотрудников;
другие направления, связанные со спецификой деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает, что одной из мер профилактики коррупции должно стать предъявление в установленном законом порядка квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей, а также к сотрудникам, занимающих должности государственной и муниципальной службы. Коррупция проникла во все сферы органов власти: незаконная передача служебной информации, наличие устойчивых связей и несанкционированных контактов с криминальной средой и нечистоплотными представителями бизнес-кругов, получения взяток или вымогательство, "крышевание" коммерсантов и т.д.
Коррупционное поведение, к сожалению, свойственно для ряда сотрудников федеральных органов исполнительной власти и поэтому необходимо принять срочные важнейшие организационные, правовые, управленческие, воспитательные и профилактические меры, направленные на выявление, нейтрализацию и ликвидацию внутренних и внешних угроз.
Авторы законопроекта предлагают, чтобы одной из мер должен стать запрет перехода сотрудников федеральных органов исполнительной власти в департамент (управление) собственной безопасности, а также запрет на переход сотрудников департамента (управления) собственной безопасности в ведомства этих же федеральных органов исполнительной власти, что может предотвратить возможность устойчивой антикоррупционной деятельности департамента (управления) собственной безопасности.
Криминальные сообщества, пытаясь получить интересующую их информацию стремятся устроить на работу в различные федеральные органы исполнительной власти своих осведомителей, вовлечь в противоправную (коррупционную) деятельность кадровых сотрудников, а затем правдами и неправдами перевести их в департамент (управление) собственной безопасности, где возможности этих сотрудников могут стать еще большими.
Предлагаемые меры позволят департаментам (управлениям) еще более эффективней выявлять собственными силами уголовно наказуемых деяния, совершаемые сотрудниками других ведомств, своевременно их предупреждать, пресекать и раскрывать.
Существующая нормативная правовая база (федеральное законодательство и подзаконные акты) позволяют сотрудникам департамента (управления) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти переходить в другие ведомства федеральных органов исполнительной власти и, наоборот, брать сотрудников в свое ведомство, что может привести к появлению целого ряда коррупционных связей и необратимым последствиям.
Создание антикоррупционных барьеров должно стать системным и последовательным, так как коррупция в федеральных органах исполнительной власти представляет собой повышенную общественную опасность.
Внести изменения в Положение о федеральной службе безопасности не представляется возможным, так как оно утверждено указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 960. Также отсутствует федеральное законодательство о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, хотя эта служба является наиболее подверженной коррупционной деятельности, так в сфере влияния ее находятся по разным источникам более 100 миллиардов долларов США. Внести изменения в Положение о федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков также не представляется возможным, так как оно утверждено указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 года N 976.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу запрета перехода сотрудников в департамент (управление) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу запрета перехода сотрудников в департамент (управление) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу запрета перехода сотрудников в департамент (управление) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по вопросу запрета перехода сотрудников в департамент (управление) собственной безопасности федеральных органов исполнительной власти) потребуется внесения изменений и дополнений в Положение о федеральной службе безопасности и в Положение о федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотов наркотиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.