Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 430217-5 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы РФ. (В частности в своем докладе 2010-го года "О состоянии конкуренции в Российской Федерации" ФАС отметила, что "на многие товары средняя наценка составляет 30-40%").
Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.
Пока действующая редакция ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусматривает лишь экстренные меры в виде "замораживания цен" на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8) , что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка. Между тем, в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.
В частности, в Австрии, Дании, Норвегии действуют специальные законы в области ценообразования, регламентирующие установление максимальных потребительских цен на отдельные группы товаров.
Более того, в РФ уже сейчас в ряде регионов практикуется ограничение торговых наценок на отдельные группы товаров. Введение подобных ограничений на региональном уровне широко применялось в 2008м году.
Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразование на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты.
Гибель почти трети урожая зерновых в РФ вследствие аномальной жары летом этого года создает объективные риски повышения цен на часть социально значимых продуктов питания. Между тем обозначившийся во всех регионах России уже с начала августа этого года рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно демонстрирует неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения такой ситуации правовых механизмов, кроме проверок ФАС, у нас пока не создано.
На основании изложенного, законопроектом предлагается ограничить торговую наценку на социально значимые продукты питания максимум 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
В связи с принятием данного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.