Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433100-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - проект федерального закона) разработан в целях оптимизации расходов и обеспечения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Проектом федерального закона дополняется перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В данный перечень включаются лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа.
В соответствии с действующим законодательством за счет средств социального страхования пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается с третьего дня. Первые два дня оплачиваются работодателем. В качестве мер, направленных на снижение расходов в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, проектом федерального закона предусматривается увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, до трех дней.
Проектом федерального закона предусматривается изменение стажевых периодов по установлению процентных размеров пособия по временной нетрудоспособности от средней заработной платы. Предусматривается, что застрахованному лицу при страховом стаже до 8 лет пособие будет выплачиваться в размере 60 процентов среднего заработка, при страховом стаже от 8 до 15 лет - 80 процентов среднего заработка, а при страховом стаже свыше 15 лет - 100 процентов среднего заработка.
Средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в соответствии с проектом федерального закона предлагается определять исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у предыдущего страхователя (предыдущих страхователей). При этом в расчет заработка предлагается включать все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, на которые были начислены страховые взносы.
В случае если, застрахованное лицо не имело заработка в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
С учетом нового порядка определения среднего заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком предусматривается внесение соответствующих изменений в порядок назначения и выплаты указанных пособий. В частности, предусматривается, что для назначения пособий застрахованное лицо представляет справку о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы, выдаваемую предыдущим страхователем по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. При этом закрепляется обязанность страхователя выдавать указанную справку застрахованному лицу.
В связи с включением в число лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, предлагается взимать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации с вознаграждений по указанным договорам. В настоящее время страховые взносы на сумму таких вознаграждений начисляются в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Порядок уплаты страховых взносов определен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). В связи с этим проектом федерального закона признается утратившим силу пункт 2 части 3 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, предусматривающий, что в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Реализация данного предложения позволит унифицировать базу для начисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды что, в свою очередь, в дальнейшем позволит исчислять пособия на основе сведений индивидуального персонифицированного учета, имеющихся у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Вступление проекта федерального закона в силу предусматривается с 1 января 2011 года, за исключением пунктов 1, 6, подпункта "б" пункта 7, пункта 10 статьи 1, касающихся распространения обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа.
Пункты 1, 6, подпункт "б" пункта 7, пункт 10 статьи 1 проекта федерального закона предлагается ввести в действие с 1 января 2013 года в связи с тем, что за данную категорию лиц страховые взносы будут уплачиваться только с 1 января 2011 года, а расчет пособий согласно проекту федерального закона будет осуществляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страховых случаев.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусмотрена реализация мер по совершенствованию обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в порядок и условия выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Кроме того, в целях унификации базы для начисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды законопроектом дополняется перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в связи с включением лиц, работающих по гражданско-правовым договорам.
Расчеты произведены на базе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года от 30 августа 2010 года и показателей, рассчитанных исходя из исполнения бюджета Фонда за 1 полугодие 2010 года.
С учетом мер по совершенствованию обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расчет расходов произведен по следующим нормам.
Сравнительная таблица по основным параметрам размеров и условий выплаты пособий по временной нетрудоспособности
Вид пособия |
Действующее законодательство |
В соответствии с законопроектом |
|
|
|
|
|
|
по временной нетрудоспособности |
Выплата пособий за счет средств обязательного социального страхования с 3 дня временной нетрудоспособности |
Выплата пособий за счет средств обязательного социального страхования с 4 дня временной нетрудоспособности |
|
размер пособия |
страховой (общий трудовой) стаж 8 и более лет -100% среднего заработка |
страховой (общий трудовой) стаж 15 и более лет -100% среднего заработка |
страховой (общий трудовой) стаж от 5 до 8 лет - 80% |
страховой (общий трудовой) стаж от 8 до 15 лет - 80% |
||
страховой (общий трудовой) стаж до 5 лет - 60% |
страховой (общий трудовой) стаж до 8 лет -60% |
||
из среднего заработка исчисленного за 12 месяцев, предшествующих заболеванию |
из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев |
||
|
|
застрахованному, имеющему стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда |
в случае если, застрахованное лицо не имело заработка в двух календарных годах, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности принимается равным МРОТ |
Снижение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с определением размера пособия исходя из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
|
|
1. |
Размер среднедневного пособия (руб.) |
408,77 |
467,94 |
520,55 |
2. |
Количество оплаченных дней (млн. дней) |
392,1 |
392,1 |
392,1 |
3. |
Расходы на выплату пособий (тыс.руб.) |
160 278 717,0 |
183 479 274,0 |
204 107 655,0 |
4. |
Расходы на выплату пособий по действующему законодательству (тыс.руб.) |
198 802 542,0 |
218 482 041,0 |
240 984 660,0 |
5. |
Снижение расходов (тыс.руб.) |
38 523 825,0 |
35 002 767,0 |
36 877 005,0 |
Снижение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с изменением стажевых периодов по установлению процентных размеров пособия от средней заработной платы
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
|
|
1. |
Снижение среднедневного размера пособия у лиц, на которых оказывает влияние изменение 1-го стажевого порога (руб.) |
110,4 |
123,3 |
136,6 |
2. |
Число дней временной нетрудоспособности по работающим, имеющим стаж менее 8 лет (млн. дн.) |
17,5 |
17,0 |
16,5 |
3. |
Снижение среднедневного размера пособия у лиц, на которых оказывает влияние изменение 2-го стажевого порога (руб.) |
129,9 |
141,5 |
160,6 |
4. |
Число дней временной нетрудоспособности по работающим, имеющим стаж от 8 лет до 15 лет (млн. дн.) |
66,4 |
67,2 |
68,0 |
5. |
Снижение расходов (тыс.руб.) |
10 557 360,0 |
11 846 820,0 |
13 174 700,0 |
Снижение расходов на выплату пособия в связи с оплатой пособия по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда с 4 дня
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
|
|
1. |
Число случаев (млн. случаев) |
31,77 |
31,77 |
31,77 |
2. |
Средний размер дневного пособия (руб.) |
381, 84 |
437,73 |
486,95 |
3. |
Снижение расходов (тыс. руб.) |
12 131 056,8 |
13 906 682,1 |
15 470 401,5 |
4. |
Снижение расходов по временной нетрудоспособности по всем факторам (тыс. руб.) |
61 212 241,8 |
60 756 269,1 |
65 522 106,5 |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Снижение расходов на выплату пособий по беременности и родам, рассчитанные в соответствии с нормами законопроекта
Сравнительная таблица по основным параметрам размеров и условий выплаты пособий по беременности и родам
Вид пособия |
Действующее законодательство |
В соответствии с законопроектом |
|
|
|
по беременности и родам |
из среднего заработка исчисленного за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая |
из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев |
застрахованному, имеющему стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда |
в случае если, застрахованное лицо не имело заработка в двух календарных годах, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам принимается равным МРОТ |
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
|
|
1. |
Размер среднедневного пособия (руб.) |
438,30 |
489,58 |
542,45 |
2. |
Количество оплаченных дней (млн. дней) |
144,30 |
144,46 |
144,30 |
3. |
Расходы на выплату пособий (тыс.руб.) |
63 246 690,0 |
70 724 726,8 |
78 275 535,0 |
4. |
Расходы на выплату пособий по действующему законодательству (тыс.руб.) |
73 341 918,0 |
80 692 466,8 |
88 904 673,0 |
5. |
Снижение расходов по беременности и родам (тыс.руб.) |
10 095 228,0 |
9 967 740,0 |
10 629 138,0 |
3. Снижение расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, рассчитанные в соответствии с нормами законопроекта
Сравнительная таблица по основным параметрам размеров и условий выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Вид пособия |
Действующее законодательство |
В соответствии с законопроектом |
|
|
|
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
застрахованному, имеющему стаж менее 6 месяцев, пособие выплачивается в сумме, не превышающей за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда |
в случае если, застрахованное лицо не имело заработка в двух календарных годах, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет принимается равным МРОТ |
из среднего заработка исчисленного за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая |
из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев |
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
Средний размер пособия (руб.) |
5 547,30 |
5 481,73 |
6 104,03 |
Количество оплаченных пособий (тыс. вып.) |
14 620,0 |
14 710,4 |
14 678,6 |
Расходы на выплату пособий (тыс.руб.) |
81 101 452,9 |
80 638 510,4 |
89 598 554,1 |
Расходы на выплату пособий по действующему законодательству (тыс.руб.) |
84 599 945,8 |
93 550 788,8 |
102 963 480,1 |
Снижение расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (тыс.руб.) |
3 498 492,9 |
12 912 278,4 |
13 364 926,0 |
Снижение расходов по обязательному социальному страхованию за счет предлагаемых мер (тыс. руб.) |
74 805 962,7 |
83 636 287,7 |
89 516 170,5 |
Увеличение доходов в связи с уплатой страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по договорам гражданско-правового характера
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
Фонд заработной платы по договорам гражданско-правового характера (млрд.руб.) |
111,9 |
123,2 |
135,9 |
Тариф страхового взноса (%) |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
Коэффициент сбора (%) |
97,5 |
97,5 |
97,5 |
Поступление страховых взносов (тыс.руб.) |
3 163 972,5 |
3 483 480,0 |
3 842 572,5 |
Пени и штрафы (тыс.руб.) |
6 327,9 |
6 967,0 |
7 685,1 |
Поступление страховых взносов с учетом пеней и штрафов - Всего (тыс.руб.) |
3 170 300,4 |
3 490 447,0 |
3 850 257,6 |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и признании утратившим силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон) потребует принятия:
1. Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 375).
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации N 375, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), обусловлено внесением изменений Федеральным законом в порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, закрепленного в вышеуказанной статье.
Срок подготовки - декабрь 2010 г.
Головной исполнитель - Минздравсоцразвития России.
Соисполнители - Минфин России, Минэкономразвития России.
2. Приказа Минздравсоцразвития России "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы".
Принятие приказа обусловлено необходимостью реализации пункта 4 статьи 1 проекта федерального закона, в соответствии с которым статья 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ дополняется обязанностью страхователя выдавать застрахованным лицам справки о сумме заработка за два предшествующих календарных года, на который были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Срок подготовки - декабрь 2010 года.
Исполнитель - Минздравсоцразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.