Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433095-5 "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 1 Плана реализации комплекса мер по повышению эффективности регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции и производства этилового спирта, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1940-р. Законопроектом предлагается внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на указанные подакцизные товары, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта, дифференциацию размеров ставок акциза на этиловый спирт, а также возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.
С целью реализации данных предложений предлагается осуществлять отгрузку спирта или передачу спирта в структуре одной организации производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции по нулевой ставке акциза после уплаты ими в бюджет авансового платежа акциза, исчисленного исходя из объема закупаемого спирта и ставки акциза, предусмотренной для алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции будут иметь право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза при условии представления в налоговый орган банковской гарантии, предусматривающей уплату банком акциза по реализованной алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из приобретенного спирта, в случае неуплаты акциза по указанной продукции налогоплательщиком.
Кроме того, законопроектом предусматривается реализация этилового спирта по нулевой ставке акциза производителям лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции, не признаваемых подакцизными товарами.
Согласно законопроекту сохраняется порядок, в соответствии с которым исчисление акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции производится на дату реализации указанных подакцизных товаров. При этом сумма авансового платежа, фактически внесенная в бюджет, подлежит зачету.
При реализации спирта на иные цели (покупателям, не уплачивающим авансовый платеж акциза), за исключением лиц, использующих спирт для производства товаров, освобождаемых от налогообложения акцизами, в том числе лекарственных средств, парфюмерно-косметической продукции, предусматривается применение ставки акциза на спирт в размере, действующем в 2010 году, с учетом индексации.
Реализация данных предложений не потребует дополнительного финансирования из бюджета производства лекарственных средств и других неподакцизных товаров, а также позволит избежать значительного повышения цен на эти товары.
Кроме того, законопроектом уточняется понятие спиртосодержащей и алкогольной продукции, применяемое в целях исчисления акцизов. При этом коньячный спирт в целях предотвращения его нелегального оборота отнесен к подакцизным товарам. В отношении коньячного спирта и алкогольной продукции, производимой из указанного спирта, предусмотрен порядок исчисления акциза, аналогичный порядку, предусмотренному для этилового спирта и алкогольной продукции, производимой из этилового спирта.
Сохраняется ограничение суммы налогового вычета, осуществляемого в случае использования подакцизных товаров в качестве сырья при производстве алкогольной продукции. При этом в отличие от действующего порядка указанное ограничение распространяется как на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением натуральных вин и натуральных напитков), так и на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также на производство спиртсодержащей продукции.
При импорте и экспорте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сохраняется порядок, предусматривающий уплату акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и освобождение от уплаты акциза (возмещение уплаченной суммы акциза) при их вывозе.
В связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 года таможенного союза законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 186 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а также дополнение главы 22 "Акцизы" Кодекса новой статьей 186.1, предусматривающих порядок уплаты акцизов по маркируемым подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из стран-членов таможенного союза.
Законопроект вступает в силу с 1 января 2011 года. В то же время, учитывая, что в целях реализации законопроекта необходимо принять нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, предусматривается вступление в силу нормы об уплате авансового платежа акциза по алкогольной продукции с 1 июля 2011 года.
Законопроектом утверждаются ставки акцизов на период 2011 - 2013 г.г.
В отношении пива ставки акцизов увеличены с учетом инфляции. Опережающими темпами по сравнению с другими подакцизными товарами проиндексированы ставки акцизов на сигареты с фильтром, а также сигареты без фильтра и папиросы. С 2012 года для данных подакцизных товаров установлена единая ставка акциза.
Ежегодное увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов составляет 10 процентов.
Ставки акцизов на нефтепродукты с 1 января 2011 года увеличиваются на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизной продукции по отношению к ставкам, утвержденным статьей 193 Кодекса в действующей редакции; с 1 января 2012 года - на 6 процентов к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2011 год, и на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизного товара; с 1 января 2013 года - на 5,4 процента к ставкам акциза, предусмотренным законопроектом на 2012 год, и на 1 рубль в расчете на 1 литр подакцизного товара.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В результате изменений, предлагаемых законопроектом, дополнительные поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составят:
в 2011 году - 109,9 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 103,4 млрд. руб.;
в 2012 году - 225,8 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет -121 млрд. руб.
Увеличение ставок акцизов в 2013 году по сравнению со ставками 2012 года, предусмотренное законопроектом, приведет к росту доходов консолидированного бюджета Российской Федерации на 183,0 млрд. руб., в том числе федерального бюджета на 107,8 млрд. руб.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.