Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на совершенствование норм, регулирующих процедуры уголовного судопроизводства, в целях противодействия коррупции.
Имеющиеся противоречия в действующих нормах и пробелы в правовом регулировании создают правовую неопределенность при их применении и противоречивую правоприменительную практику, не способствуют единообразному применению закона, ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод, создают условия для ограничения и ущемления прав граждан, попадающих в уголовно-правовую сферу. Предлагаемые изменения направлены на устранение конкуренции норм, на закрепление конституционных принципов в уголовно-процессуальном законодательстве, устранение пробелов в правовом регулировании, что будет способствовать укреплению правовых гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовного судопроизводства и созданию условий экономии времени и средств при принятии решений.
Вносимые изменения направлены на закрепление права подозреваемого на доступ к правосудию и на участие в судебных процессах, при рассмотрении ряда вопросов, касающихся ограничения его конституционных прав, в том числе права на свободу. Эти предложения предлагается внести в статью 46 УПК РФ.
Законопроект устраняет имеющиеся пробелы и противоречия, содержащиеся в статьях 29 и 125 УПК РФ в субъектах должностных лиц органов уголовного преследования действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в судебном порядке. Кроме того, предлагается регламентировать процедуры подачи жалобы и ее рассмотрения, установить иной срок ее рассмотрения, который будет отвечать реалиям, связанным с обеспечением надлежащего судебного ее рассмотрения, тем самым будет обеспечено право граждан на доступ к правосудию с соблюдением сроков и установлены процедуры, которые способствуют экономии времени и средств на их рассмотрение.
Также законопроектом вводится правовое регулирование и в процедурных вопросах и устраняются пробелы в статьях 29, 125, 165, 217 УПК РФ, касающиеся полномочий суда по ограничению обвиняемого и его защитника во времени ознакомления с материалами уголовного дела, порядка рассмотрения этого вопроса, видов решений, регламентации действий следователя при возникновении данной правовой ситуации, а также рассмотрения ходатайств следователя при досудебном производстве.
С учетом проводимой реформы, направленной на гуманизацию уголовного законодательства, в том числе связанного с применением меры пресечения в виде заключения под стражу, предлагаемые изменения устанавливают ограничения в усмотрении соответствующих должностных лиц при избрании этой меры пресечения, предъявляют к процессуальным документам ряд требований. Кроме того, законопроект упорядочивает и регламентирует процедуру рассмотрения этого вопроса, а также устанавливает правовое регулированием продления срока содержания под стражей лиц, выдачи которых требуют иностранные государства, а также обвиняемых, при переходе уголовного дела из стадии предварительного следствия в судебную стадию и обвиняемых, уголовные дела, в отношении которых возращены судом в порядке, установленном статьей 237 УПК РФ. Указанные вопросы ныне действующим УПК РФ не урегулированы. Предлагаются изменения в статью 114 УПК РФ, связанные с процедурными вопросами, в том числе создания правовых гарантий подозреваемым и обвиняемым на судебную защиту, при применении принудительной уголовно-процессуальной обеспечительной меры принуждения в виде отстранения от должности.
Предлагаемые изменения также приводят в согласование между собой статьи 158, 162, 217 УПК РФ, касающиеся времени, входящего в срок предварительного следствия, разграничения моментов окончания предварительного следствия и окончания следственных действий по уголовному делу. Также устраняется противоречие, содержащиеся в частях 2 и 6 статьи 162 УПК РФ, касающееся периода исчисления срока предварительного следствия, в течение которого следователем обжалуется решение прокурора о возращении уголовного дела для производства предварительного следствия.
Ныне действующий УПК РФ в статье 320 УПК РФ определяет полномочия мирового судьи, устанавливая, что по поступившему делу с обвинительным актом он принимает решение в порядке, установленном главой 33 УПК РФ. Вместе с тем, на рассмотрение мировому судье поступают уголовные дела не только с обвинительным актом, но и с обвинительным заключением. Правового регулирования действий мирового судьи по таким делам в УПК РФ не содержится, в связи с этим предлагаются изменения в статью 320 УПК РФ.
Кроме того, исходя из видов решений, которые уполномочен принимать суд апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 367 УПК РФ, иные решения мирового судьи, кроме приговора, в апелляционном порядке обжалованию не подлежат, что противоречит праву сторон в уголовном судопроизводстве на обжалование судебного решения и на доступ к правосудию. Исходя из этого предлагаются изменения в статью 367 УПК РФ, касающиеся видов решений апелляционной инстанции по жалобам на судебные постановления мирового судьи.
Принимая во внимание необходимость фиксации действий участников процесса в кассационной инстанции, что направлено на создание условий реализации прав сторон, предлагаются изменения в статьи 377, 378 УПК РФ, связанные с ведением в данной инстанции протокола судебного заседания, а также с целью сокращения сроков рассмотрения уголовных дел, уточняются виды решений, которые уполномочена принимать указанная инстанция.
Предлагаемыми изменениями устраняется правовая неопределенность по уголовному делу, направленному в суд с ходатайством о применении к несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия. В частности она возникает тогда когда, ходатайство судом оставлено без удовлетворения. Эта неопределенность заключается в том, что уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего обвиняемого прекращено, в принудительных мерах воспитательного воздействия судом отказано, дальнейшее производство по делу законом не регламентируется.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.