Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 434342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат"
Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат" (далее - законопроект) осуществляется в рамках мер, направленных на формирование в России международного финансового центра.
Основная идея законопроекта заключается в упрощении порядка осуществления выплат по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением путем установления на законодательном уровне обязанности депозитария по получению для своих депонентов выплат по таким ценным бумагам и с наделением депозитариев функциями налогового агента при получении указанных выплат.
На сегодняшний момент практически все выпуски корпоративных, государственных и муниципальных облигаций произведены в форме документарных облигаций на предъявителя с обязательным централизованным хранением. На рынке предъявительских ценных бумаг с обязательным централизованным хранением сложилась определенная схема перечисления доходов и средств от погашения номинальной стоимости. Для осуществления таких выплат эмитенту необходимо иметь список владельцев облигаций с указанием лиц, уполномоченных владельцами на получение доходов по ценным бумагам, и их платежных реквизитов.
Как известно, налоговым агентом при выплате доходов по облигациям физическим лицам-резидентам, физическим и юридическим лицам-нерезидентам является эмитент. Составление списка владельцев облигаций для исполнения эмитентом обязательств по облигациям является трудоемким и затратным процессом и для инвесторов (физических лиц-резидентов, физических и юридических лиц-нерезидентов), и для депозитария такого инвестора, вынужденного собирать необходимую информацию от своих клиентов, даже если клиент уполномочил депозитарий получать доходы по своим ценным бумагам, и для эмитента, который должен в достаточно короткие сроки рассмотреть все документы, правильно начислить и заплатить налоги, а позже - отчитаться перед налоговыми органами. Таким образом, фактически выполняются требования налоговых органов о раскрытии номинальными держателями информации об их клиентах-нерезидентах и физических лицах. Существующая схема приводит к росту издержек как со стороны эмитента по обслуживанию выплат по облигациям, так и со стороны номинальных держателей, что, в конечном счете, повышает расходы самого инвестора. Также проблема может возникнуть с неполным или несвоевременным раскрытием списка владельцев облигаций, что может привести к реализации налоговых рисков для эмитента, номинальных держателей и инвесторов.
Таким образом, существующая схема выплаты по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и исполнение эмитентом функций налогового агента (в отношении владельцев, являющихся физическими лицами-резидентами, физическими и юридическими лицами-нерезидентами) имеет ряд существенных недостатков, создает трудности и повышает издержки практически всех участников рынка ценных бумаг. Главной проблемой существующей схемы организации выплаты по ценным бумагам является огромный документооборот.
Так, инвесторам, для подтверждения права на льготное налогообложение или освобождение от него необходимо предоставлять отдельный комплект документов по каждому эмитенту и по каждой выплате дохода.
Эмитенту необходимо, во-первых, в короткий срок рассмотреть все представленные документы, рассчитать налоги и заплатить их, отчитаться перед налоговыми органами и обеспечить хранение необходимых документов.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг, составляющие его учетную инфраструктуру (то есть депозитарии и регистраторы), должны обрабатывать огромное количество входящей и исходящей корреспонденции, связанной с предоставлением эмитенту документов для учета налогового статуса и налоговых льгот и освобождений инвесторов.
При этом существующая схема не только не облегчает расчет налогов, а, напротив, очень часто приводит к неправильному удержанию налогов:
- из-за опоздания с предоставлением необходимых документов эмитенту через депозитарную систему, которая иногда содержит несколько уровней "вложенных" депозитариев;
- из-за того, что эмитент посчитал представленный комплект документов неполным или недостаточным.
Настоящий законопроект позволяет решить указанные выше проблемы путем внесения следующих изменений в законодательство:
- в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", которые закрепят за российскими депозитариями обязанность по получению доходов для своих депонентов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением;
- в статьи 226 и 310 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющие за депозитарием, осуществляющим фактическую выплату (перечисление) доходов владельцу эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, функции налогового агента.
Рассматриваемый законопроект позволит не только устранить существующие недостатки системы выплаты по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, но и обеспечит ряд положительных моментов:
- для инвесторов-нерезидентов, обслуживаемых кастодиальными депозитариями и имеющих освобождение от двойного налогообложения, теперь будет достаточно одного комплекта документов о его налоговом статусе, который хранится в обслуживающем депозитарии и, при необходимости, будет предъявляться налоговым органам;
- для эмитентов многократно уменьшится объем работы, связанный с удержанием налогов с доходов по ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, номинальными держателями которых являются депозитарии, и, соответственно, с отчетностью перед налоговой инспекцией. Кроме этого, при проведении самих выплат уменьшится трудоемкость по переводу денежных средств, т.к. все доходы по ценным бумагам, держателем которых является номинальный держатель, будут направляться этому номинальному держателю;
- для депозитариев, особенно расчетных, обслуживающих фондовые биржи, исчезнет необходимость содержать штат специалистов, занятых перепиской по предоставлению документов по налоговому статусу и налоговым освобождениям своих депонентов и депонентов нижестоящих депозитариев, а также облегчится процедура получения и сверки с эмитентом правильности произведённых платежей и удержания налогов, что приведёт к ускорению получения денежных средств инвесторами.
Законопроектом предполагается закрепление за эмитентом субсидиарной ответственности с депозитарием, осуществляющим централизованное хранение ценных бумаг, за неисполнение или ненадлежащие исполнение последним своих обязанностей по передаче депонентам доходов по ценным бумагам. На сегодняшний момент аналогичная норма, установленная пунктом 4 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", действует в отношении эмитента - акционерного общества и регистратора, ведущего реестр акционеров такого общества. Так, общество и регистратор солидарно несут ответственность за убытки, причиненные акционеру в результате утраты акций или невозможности осуществить права, удостоверенные акциями, в результате ненадлежащего исполнения регистратором своих обязанностей.
Также реализация предлагаемых законопроектом поправок отвечает целям запланированной Министерством финансов Российской Федерации совместно с Банком России поэтапной либерализации рынка федеральных государственных ценных бумаг, предполагающей расширение списка российских фондовых бирж, на которых будет возможно обращение федеральных государственных ценных бумаг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.