Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433097-5 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов положены основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года.
Законопроектом устанавливается, что в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2010 году - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 проекта закона, в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в 2011 году составит 63,3 млрд. рублей, в 2012 году - 67,9 млрд. рублей, в 2013 году - 73,2 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
В законопроекте учтены дополнительные расходы на ежемесячные страховые выплаты в связи с осовремениванием заработка пострадавшего, применяемого для расчета ежемесячной страховой выплаты, возникающие вследствие принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Дополнительные расходы на ежемесячные страховые выплаты в 2011 году прогнозируются в сумме 1,37 млрд. рублей, в 2012 году - 1,45 млрд. рублей, в 2013 году - 1,53 млрд. рублей.
В 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов при сохранении таких же, как и в 2010 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51% к начисленной оплате труда. При этом поступление страховых взносов (включая недоимки) составит в 2011 году - 64,8 млрд. рублей, в 2012 году - 71,3 млрд. рублей, в 2013 году - 78,7 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции в 2011 году в 1,065 раза, в 2012 году в 1,060 раза и в 2013 году в 1,055 раза.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов включены в проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 - 2013 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011-2013 г.г.
|
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|
|
|
|
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
тыс. рублей |
3 100,8 |
3 317,9 |
3 531,9 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 100,8 |
3 317,9 |
3 531,9 |
Международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 100,8 |
3 317,9 |
3 531,9 |
Взносы в международные организации |
тыс. рублей |
3 100,8 |
3 317,9 |
3 531,9 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
тыс. рублей |
13 493,6 |
14 303,2 |
14 551,0 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
13 493,6 |
14 303,2 |
14 551,0 |
Учебные заведения и курсы по переподготовке кадров |
тыс. рублей |
13 493,6 |
14 303,2 |
14 551,0 |
Переподготовка и повышение квалификации кадров |
тыс. рублей |
13 493,6 |
14 303,2 |
14 551,0 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
тыс. рублей |
63 290 263,4 |
67 840 111,6 |
73 136 251,1 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
62 276 793,6 |
66 748 872,7 |
71 981 380,5 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
тыс. рублей |
5 553 551,1 |
6 001 560,6 |
7 200 206,2 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
5 553 551,1 |
6 001 560,6 |
7 200 206,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
Денежное содержание |
тыс. рублей |
3 817 470,2 |
4 151 515,4 |
4 759 382,2 |
Расходы на содержание аппарата |
тыс. рублей |
1 157 984,7 |
1 236 762,0 |
1 444 791,4 |
Приобретение и модернизация оборудования и предметов длительного пользования для аппарата Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
122 051,3 |
129 374,4 |
311 807,6 |
Организация и ведение единой интегрированной информационной системы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
446 946,9 |
474 265,0 |
674 050,7 |
Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов по международной работе |
тыс. рублей |
9 098,0 |
9 643,8 |
10 174,3 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
тыс. рублей |
184 240,0 |
176 680,0 |
162 540,0 |
Строительство объектов общегражданского назначения |
тыс. рублей |
184 240,0 |
176 680,0 |
162 540,0 |
Строительство объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры |
тыс. рублей |
184 240,0 |
176 680,0 |
162 540,0 |
Социальная помощь |
тыс. рублей |
56 539 002,5 |
60 570 632,1 |
64 618 634,3 |
Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
тыс. рублей |
56 539 002,5 |
60 570 632,1 |
64 618 634,3 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
3 474 900,0 |
3 825 850,0 |
4 219 900,0 |
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне ожидаемого в 2010 году) |
тыс. дней |
5 000,0 |
5 000,0 |
5 000,0 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: |
рублей |
694,98 |
765,17 |
843,98 |
где: |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемый в 2010 году равен (621,07 рублей): |
|
|
|
|
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2009 году (565,12 рублей) х коэффициент роста фонда заработной платы в 2010 году по отношению к 2009 году (1,099) |
|
|
|
|
коэффициент роста фонда заработной платы в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года |
|
1,119 |
1,101 |
1,103 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
3 474 900,0 |
3 825 850,0 |
4 219 900,0 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году х общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты |
тыс. рублей |
785 159,6 |
832 269,3 |
878 043,9 |
Средний размер единовременной страховой выплаты в году: |
рублей |
32 989,9 |
34 969,3 |
36 892,6 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: |
рублей |
68 586,0 |
72 701,2 |
76 699,8 |
при этом: |
|
|
|
|
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2010 году равна 64 400,0 рублей (в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года |
|
1,065 |
1,060 |
1,055 |
0,481 - коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (среднее значение по данным Фонда за 2007-2009 годы) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: |
выплат |
23 800 |
23 800 |
23 800 |
Расходы на единовременные страховые выплаты в году: |
тыс. рублей |
785 159,6 |
832 269,3 |
878 043,9 |
Ежемесячные страховые выплаты |
тыс. рублей |
40 154 470,0 |
43 055 020,0 |
45 950 080,0 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году без учета пересчета размеров выплат в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ": средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году х коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году х коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации размера ежемесячной страховой выплаты (1,012 по данным Фонда за 2009 год) в 2010-2013 гг., где: |
рублей |
6 358,1 |
6 820,5 |
7 282,0 |
средний размер ежемесячной страховой выплаты, прогнозируемый в 2010 году равен 5 899,3 рубля (средний размер ежемесячной страховой выплаты согласно оперативным данным об исполнении бюджета Фонда за I полугодие 2010 года (5 895,2 рубля) + 4,1 рубля (сумма увеличения среднего размера ежемесячной страховой выплаты в 2010 году за счет пересчета размеров выплат в соответствии с федеральным законом от 19.05.2010 N 90-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") |
рублей |
|
|
|
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,065 |
1,060 |
1,055 |
Число ежемесячных страховых выплат в году: число ежемесячных страховых выплат прогнозируется в 2011-2013 годах на уровне ожидаемого числа ежемесячных страховых выплат в 2010 году (6 100,0 тыс. выплат) |
тыс. выплат |
6 100,0 |
6 100,0 |
6 100,0 |
Дополнительные расходы на ежемесячные страховые выплаты в связи с осовремениванием заработка, применяемого для расчета размера ежемесячной страховой выплаты в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (на основании данных персонифицированного учета ЕИИС "Соцстрах" Фонда в 2010 году) |
тыс. рублей |
1 370 000,0 |
1 450 000,0 |
1 530 000,0 |
увеличение среднего размера ежемесячной страховой выплаты в 2011 - 2013 годах за счет пересчета размеров выплат в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ": |
рублей |
224,6 |
237,7 |
250,8 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году с учетом пересчета размеров выплат в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ": средний размер ежемесячной страховой выплаты без учета пересчета размеров выплат в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ" + увеличение среднего размера ежемесячной страховой выплаты в году за счет пересчета размеров выплат в соответствии с проектом этого федерального закона |
тыс. рублей |
6 582,7 |
7 058,2 |
7 532,8 |
Расходы на ежемесячные страховые выплаты в году: средний размер ежемесячной страховой выплаты в году с учетом пересчета размеров выплат в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ" х число ежемесячных страховых выплат в году |
тыс. рублей |
40 154 470,0 |
43 055 020,0 |
45 950 080,0 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
11 661 855,1 |
12 361 566,4 |
13 041 452,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
6 553 613,9 |
6 747 609,3 |
6 849 257,9 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
5 108 241,2 |
5 613 957,1 |
6 192 194,7 |
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших и обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2011 - 2013 годах предусмотрены в объеме планового значения в соответствии с бюджетом Фонда на 2010 год с учетом индексов потребительских цен в 2011 - 2013 г.г.
| ||||
Доставка и пересылка страховых выплат |
тыс. рублей |
462 617,8 |
495 926,4 |
529 157,8 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат в году сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году х средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году, где: |
тыс. рублей |
462 617,8 |
495 926,4 |
529 157,8 |
средний процент, который составляют расходы на доставку и пересылку страховых выплат от суммы расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты в году (исходя из отчетных данных Фонда за ряд лет) |
% |
1,13 |
1,13 |
1,13 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
10 650,0 |
11 300,0 |
11 950,0 |
Прикладные научные исследования и разработки |
тыс. рублей |
10 650,0 |
11 300,0 |
11 950,0 |
Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственным контрактам |
тыс. рублей |
10 650,0 |
11 300,0 |
11 950,0 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 002 819,8 |
1 079 938,9 |
1 142 920,6 |
Реализация государственных функций в области социальной политики |
тыс. рублей |
1 002 819,8 |
1 079 938,9 |
1 142 920,6 |
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
306 819,8 |
425 938,9 |
544 920,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
изготовление бланочной продукции, включая изготовление листков нетрудоспособности |
тыс. рублей |
7 113,2 |
7 585,1 |
8 027,5 |
информационно-разъяснительная деятельность |
тыс. рублей |
32 423,2 |
37 925,0 |
41 650,0 |
прочие текущие расходы |
тыс. рублей |
267 283,4 |
380 428,8 |
495 243,1 |
Развитие подведомственных центров реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации |
тыс. рублей |
696 000,0 |
654 000,0 |
598 000,0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
тыс. рублей |
63 306 857,8 |
67 857 732,7 |
73 154 334,0 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года |
тыс. рублей |
4 194 079,3 |
4 474 369,2 |
4 823 613,9 |
Нормативный запас оборотных денежных средств на конец года предусматривается в объеме 75 процентов всех видов расходов на январь последующего года: |
тыс. рублей |
4 194 079,3 |
4 474 369,2 |
4 823 613,9 |
II. Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011-2013 г.г.
С целью стабилизации страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (на три года) размер среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа (далее - средний тариф страховых взносов) в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,51%
|
Ед. изм. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Средний тариф страховых взносов в 2011-2013 г.г.: |
% |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2011 - 2013 г.г. |
тыс.руб. |
13 048 000 000,0 |
14 367 000 000,0 |
15 845 000 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,97 |
0,97 |
0,97 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов: |
тыс.руб. |
64 548 456,0 |
71 073 549,0 |
78 385 215,0 |
Сумма пеней и штрафов (0,34% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне среднего значения за 2007-2009 годы) |
тыс.руб. |
219 500,0 |
241 700,0 |
266 500,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс.руб. |
64 767 956,0 |
71 315 249,0 |
78 651 715,0 |
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.