Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433099-5 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) в части установления порядка увеличения заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата.
Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 90-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлены коэффициенты увеличения заработка, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 31 января 1993 года.
Законопроектом предлагается урегулировать дальнейшее (после 31 января 1993 года) увеличение заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, по аналогии с индексацией самой ежемесячной страховой выплаты.
В частности предлагается установить, что заработок, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличивается с применением коэффициентов индексации ежемесячной страховой выплаты, установленных в соответствии с пунктом 11 статьи 12 Федерального закона N 125-ФЗ, за период до проведения соответствующей индексации страховых выплат. При этом, полученный застрахованным до 1 мая 2002 г. заработок, из которого исчисляется размер ежемесячной страховой выплаты, увеличивается пропорционально повышению в централизованном порядке за период по 1 мая 2002 г. включительно минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Законопроектом предусматривается перерасчет с 1 января 2011 г. ежемесячных страховых выплат, ранее назначенных без учета коэффициентов, установленных в статье 1 законопроекта.
Вместе с тем статьей 2 законопроекта предусмотрено, что перерасчету не подлежат ежемесячные страховые выплаты, для исчисления которых суммы, учитываемые в составе заработка, индексировались в порядке, установленном законодательством при исчислении заработка для назначения пенсии.
Данное ограничение по перерасчету ранее назначенных ежемесячных страховых выплат связано с тем, что до вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ абзацем 3 статьи 11 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (далее - Правила), утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1, было закреплено, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
С учетом приведенной нормы Правил, в случае обращения за выплатами и расчета пострадавшему выплат в возмещение вреда в период с 30 ноября 1995 г. (даты вступления в силу вышеуказанных изменений в Правила) до 6 января 2000 г. (даты отмены Федеральным законом N 125-ФЗ Правил) к заработку пострадавших применялись коэффициенты индексации минимальной пенсии, а не коэффициенты, пропорциональные повышению в централизованном порядке МРОТ.
При этом пострадавшие, которым назначены ежемесячные страховые выплаты из заработка, осовремененного на "пенсионные" коэффициенты, не ущемлены в правах по сравнению с пострадавшими, которым заработок осовременивался с применением коэффициентов МРОТ, поскольку их "осовремененный" заработок, как правило, превышает заработок, "осовремененный" на коэффициенты МРОТ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривается установление коэффициентов осовременивания заработка, применяемого для расчета размера ежемесячной страховой выплаты. Предлагается урегулировать дальнейшее (после 31 января 1993 г.) увеличение заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, по аналогии с индексацией самой ежемесячной страховой выплаты.
Перерасчет ежемесячных страховых выплат предполагается производить 61853 лицам, которые впервые обратились за назначением страховых выплат после 1 июня 2002 г. и чей заработок для расчета ежемесячной страховой выплаты был получен ранее года, в котором установлена степень утраты профессиональной трудоспособности.
Средний размер ежемесячной страховой выплаты с учетом перерасчета в 2010 году составит:
865,17 руб. х 2,996 = 2592,04 руб.
где:
865,17 руб. - средний размер ежемесячной страховой выплаты получателей, которым будет произведен перерасчет;
2,996 - средний коэффициент увеличения заработка лицам, которым будет произведен перерасчет (с учетом коэффициентов роста МPOT - 1,581; 1,515; 1,5; 1,5 и коэффициентов индексации с учетом уровня инфляции - 1,1; 1,094; 1,085; 1,075; 1,085; 1,019; 1,13; 1,1).
Средний размер увеличения ежемесячной страховой выплаты в результате перерасчета в ценах 2010 года составит:
2592,04 руб. - 865,17 руб. = 1726,89 руб.
Сумма дополнительных средств, необходимых для проведения перерасчета ежемесячных страховых выплат, в 2011 году составит:
1726,89 руб. х 61853 чел. х 12 мес. х 1,065 = 1,37 млрд. руб.
Средний размер увеличения ежемесячной страховой выплаты в 2011 году составит: 1726,89 х 1,065 = 1839,14руб.
61853 чел. - общее количество получателей ежемесячных страховых выплат, выплаты которым будут осуществляться с учетом перерасчета;
1,065 - предполагаемый коэффициент индексации ежемесячных страховых выплат в 2011 году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года (вариант 2 в), представленными Минэкономразвития.
Сумма дополнительных средств, необходимых для проведения перерасчета ежемесячных страховых выплат, в 2012 году составит:
1,37 млрд. руб. х 1,06 = 1,45 млрд. руб.
где:
1,06 - предполагаемый коэффициент индексации ежемесячных страховых выплат в 2012 году в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года (вариант 2 в), представленными Минэкономразвития России.
Сумма дополнительных средств, необходимых для проведения перерасчета ежемесячных страховых выплат, в 2013 году составит:
1,45 млрд. руб. х 1,055 = 1,53 млрд. руб.
где:
1,055 - предполагаемый коэффициент индексации ежемесячных страховых выплат в 2013 году - в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года (вариант 2 в), представленными Минэкономразвития России.
По итогам персонифицированного расчета страховых выплат по получателям финансовые затраты на реализацию законопроекта в 2011 - 2013 годах составят:
1,37 млрд. руб. + 1,45 млрд. руб. + 1,53 млрд. руб. = 4,35 млрд. руб.
Перерасчет ежемесячных страховых выплат не повлечет изменений действующего размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного, принятие законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.