Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 433103-5 "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" предусмотрено, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается федеральным законом.
Федеральный закон от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" действует с 1 января 2005 года, что предполагает пересмотр действующей потребительской корзины не позднее 2010 года.
Потребительская корзина сформирована на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 (с последующими изменениями), исходя из:
научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
фактического состава, структуры и объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;
влияния на потребление населения социально-экономических, демографических, природно-климатических и иных факторов.
Как показал анализ данных о потребительских расходах населения, действующая потребительская корзина существенно отклонилась от фактического потребления типичного домохозяйства. Так, в потребительской корзине 2008 года расходы на питание составляли 44,8%. Фактически домохозяйства с располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума согласно данным обследования бюджетов домохозяйств использовали на питание в среднем по Российской Федерации 49,9% от потребительских расходов. Расходы на непродовольственные товары составляли в потребительской корзине 16,9%, фактические расходы - 24,8%. В потребительской корзине расходы на услуги составили - 38,3%, фактические расходы - 25,3%.
Данные диспропорции постоянно усиливаются из-за более высоких темпов роста цен на услуги,
К таким перекосам привело применение нормативного метода определения прожиточного минимума на основе потребительской корзины, включающей объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг по нормам в натуральных показателях.
В целях устранения нарастающего несоответствия потребительской корзины фактическим расходам домохозяйств предлагается перейти с 2013 года к определению потребительской корзины на основе применения нормативно-статистического метода, предусматривающего включение продуктов питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственных товаров и услуг - по их доле в общих потребительских расходах малоимущих семей.
Параметры новой потребительской корзины, определяемой на основе нормативно-статистического метода, нуждаются в проработке с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, профсоюзов, научных организаций. Такая работа ведется в рамках работы рабочей группы по подготовке проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", образованной Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности (протокол от 15 марта 2010 г. N 8).
Финансово-экономическое обоснование к новой потребительской корзине, содержащее оценку дополнительной потребности средств федерального бюджета в связи изменением величины прожиточного минимума, может быть сделано после завершения разработки состава и количественных показателей потребительской корзины.
В 2010 году при подготовке и рассмотрении проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, учитывается оценка величины прожиточного минимума, рассчитанной на основе потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Прогнозные оценки величины прожиточного минимума, рассчитанной на основе новой потребительской корзины, могут быть учтены в 2012 году при подготовке материалов к проекту федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
С учетом изложенного, проектом рассматриваемого федерального закона предлагается установить потребительскую корзину в целом по Российской Федерации на 2011 - 2012 годы в составе и объемах, предусмотренных Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах"
Принятие проекта федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах"
Принятие федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.