Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 435917-5 "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки проекта федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" (далее - законопроект) обусловлена следующим.
В настоящее время не всегда в полном объеме и своевременно осуществляется возмещение пассажиру вреда, причиненного ему в процессе перевозки. Помимо этого, очевидны и проблемы, стоящие перед перевозчиками, в том числе - отсутствие у перевозчиков необходимых средств для возмещения причиненного вреда. Существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда, причиненного пассажирам при осуществлении перевозки. Страхование ответственности перевозчика станет эффективной заменой личному страхованию пассажиров.
Законодательство о страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами имеется во многих странах мира, в том числе и у транспортных партнеров России по СНГ (Казахстан, Беларусь, Молдова). Их опыт показывает, что обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами дает положительный результат как в плане обеспечения адекватной и своевременной компенсации ущерба пострадавшим пассажирам, так и в плане сохранения финансовой состоятельности перевозчиков.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажиров, станет инструментом адекватной и гарантированной реализации норм гражданского законодательства Российской Федерации в сфере ответственности перевозчика перед пассажирами.
Исходя из этого, установление законопроектом единых правовых основ обеспечения страховой защиты имущественных интересов граждан - потребителей услуг пассажирского транспорта, позволит обеспечить:
концептуальное единство организации страхования ответственности перевозчиков на всех видах транспорта;
гарантированность прав пассажиров на получение страхового возмещения вне зависимости от вида транспорта и характера перевозки и упрощение процедуры его получения;
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности перевозчиков;
повышение финансовой устойчивости перевозчиков посредством страховых гарантий возмещения вреда, причиненного ими жизни, здоровью или имуществу пассажиров, в том числе с использованием механизма предварительных выплат.
Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, связанные с заключением, изменением, исполнением и прекращением договора обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, с деятельностью профессионального объединения страховых организаций по гарантированию выплат по обязательному страхованию ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам, а также отношения, возникающие в связи с ведением гражданами и организациями деятельности по перевозке пассажиров.
Основной целью законопроекта является защита интересов пассажиров путем обеспечения гарантированного возмещения им вреда, причиненного при перевозке, независимо от вида транспорта и характера перевозки.
Для достижения этой цели в законопроекте закрепляются следующие основные положения:
предусмотрены нормы, обеспечивающие обязательность для перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами с введением запрета для перевозчиков осуществлять деятельность без страховой защиты, а также ответственность за нарушение этой обязанности. Информацию о страховщике и действующем договоре страхования перевозчик обязан указывать в местах продажи билетов или в билете, выдаваемом пассажиру;
минимизируется возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения или иным способом освободиться от такой выплаты;
устанавливается гражданско-правовая ответственность страховщика за необоснованный отказ в выплате страхового возмещения, задержку в выплате страхового возмещения, исключается возможность уменьшать эту ответственность;
потерпевшим предоставляется возможность обращаться за выплатой страхового возмещения в профессиональное объединение страховых организаций, создаваемое в соответствии Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" с особенностями, установленными законопроектом, в случае, если не удается получить страховое возмещение от страховщика;
страховщику вменено в обязанность при смерти потерпевшего или причинении тяжкого вреда здоровью по заявлению потерпевшего или выгодоприобретателя до полного определения размера подлежащего возмещению вреда осуществить часть выплаты страхового возмещения (предварительную выплату);
установлено, что страховщик для принятия решения о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования ответственности перевозчиков за причинение вреда пассажирам может требовать от выгодоприобретателя предоставления только тех документов, которые включены в соответствующий перечень документов, утверждаемый Правительством Российской Федерации, который является исчерпывающим;
минимальные страховые суммы, установленные для рисков причинения вреда жизни или здоровью, определены на основе уже существующего стандарта возмещения вреда, который действует в настоящее время для пассажиров на воздушном транспорте (статья 133 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Предполагается, что в результате принятия законопроекта произойдет выравнивание размеров компенсаций за ущерб жизни и здоровью вне зависимости от вида транспорта, которым пользуется пассажир.
В силу наличия таблицы определения размеров страховых выплат, срок урегулирования убытков оценивается в среднем в 30 дней, что значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, которая занимает не менее двух месяцев с момента подачи документов.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами приведет к увеличению объема компенсаций за ущерб, нанесенный жизни, здоровью или имуществу пассажира в среднем до 6 млрд. рублей, а максимально до 11 млрд. рублей ежегодно. Размер страховой выплаты даже при минимальной страховой сумме будет достаточным для поддержания уровня жизни семьи пассажира в течение 4 - 10 лет в случае его гибели или получения качественных медицинских услуг и услуг по реабилитации в случае частичного повреждения здоровья.
Внедрение нового вида страхования потребует увеличения количества сотрудников страховых компаний. Предполагается, что будет создано как минимум 450 новых рабочих мест в страховой отрасли.
Страховая премия по обязательному страхованию будет определяться по соглашению сторон договора обязательного страхования, и зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств перевозчика и других факторов, влияющих на степень риска. Доля затрат на обязательное страхование в структуре затрат перевозчика, обеспечивающего приемлемый уровень безопасности, не будет высокой.
В связи с этим безопасность на транспорте повысится, поскольку перевозчики будут заинтересованы направлять средства на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам"
Проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" (далее - законопроект) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам при перевозке (далее - обязательное страхование), и подлежит применению в отношении перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта, за исключением такси.
Страхователем по договору обязательного страхования может выступать как сам перевозчик, так и другое лицо, заключившее договор обязательного страхования со страховщиком.
В соответствии со статьей 954 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 9 законопроекта страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию, определенную договором обязательного страхования.
В соответствии с частью 4 статьи 10 законопроекта страховая премия для каждого из рисков, подлежащих страхованию по договору обязательного страхования, определяется как произведение количества пассажиров, страховой суммы по этому риску и соответствующего страхового тарифа, определенного в процентах от страховой суммы. Общий размер страховой премии по договору обязательного страхования определяется путем суммирования страховых премий по всем рискам и устанавливается в договоре обязательного страхования.
Законопроект не устанавливает размер страховых тарифов, при этом частью 3 статьи 10 законопроекта предусмотрено, что Правительство Российской Федерации ограничит предельные уровни страховых тарифов в расчете на одного пассажира.
Конкретный страховой тариф в заданных Правительством Российской Федерации рамках будет определяться по соглашению перевозчика и страховщика и зависеть от обеспечиваемого перевозчиком уровня безопасности перевозок, технического состояния парка транспортных средств перевозчика и других факторов, влияющих на степень риска, которая подлежит оценке страховщиком.
Таким образом, расходы на осуществление обязательного страхования будут нести перевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров.
В соответствии с частью 1 статьи 784 и статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозки пассажиров осуществляются по договорам перевозки пассажиров, во исполнение которых пассажиры оплачивают установленную плату за проезд.
В связи с тем, что в настоящее время перевозки пассажиров осуществляют по договорам перевозки коммерческие организации, принятие Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" не потребует прямых расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований).
Вместе с тем принятие закона может повлечь косвенное увеличение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с:
увеличением затрат перевозчиков, деятельность которых субсидируется за счет соответствующих бюджетов в случаях, если доходы, получаемые от перевозок по установленным уполномоченными органами тарифам ниже экономически обоснованных затрат на осуществление перевозок;
удорожанием услуг перевозчиков в случаях, когда эти услуги для отдельных льготных категорий пассажиров оплачиваются полностью или частично за счет средств бюджета соответствующего уровня, на котором предоставлена льгота.
Однако расчеты предельных уровней страховых тарифов, проведенные в соответствии с Методикой расчета тарифных ставок по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденной распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью от 8 июля 1993 г. N 02-03-36, с использованием статистических данных, приведенных в приложении 1, показывают, что увеличение затрат перевозчиков в связи с введением обязательного страхования не будет существенным, в том числе относительно ежегодного роста тарифов на услуги пассажирского транспорта (таблица 1).
Таблица 1. Индексы тарифов на услуги пассажирского транспорта*
(декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
Вид транспорта |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Услуги пассажирского транспорта, всего |
115,8 |
114,2 |
113,6 |
122,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
железнодорожный |
123,3 |
113,8 |
115,0 |
121,6 |
из него: |
|
|
|
|
поезд дальнего следования |
127,0 |
113,5 |
115,2 |
123,1 |
пригородный поезд |
121,1 |
115,3 |
114,4 |
115,4 |
автомобильный |
111,9 |
112,8 |
111,5 |
123,0 |
из него: |
|
|
|
|
городской муниципальный автобус |
114,8 |
116,1 |
113,0 |
121,4 |
междугородный автобус |
110,9 |
114,1 |
110,1 |
120,7 |
городской электрический |
117,8 |
116,6 |
112,9 |
115,6 |
из него: |
|
|
|
|
троллейбус |
112,9 |
116,8 |
113,5 |
117,2 |
трамвай |
112,0 |
117,7 |
112,3 |
117,5 |
метро |
127,4 |
115,5 |
112,7 |
113,5 |
Воздушный |
115,0 |
115,3 |
118,9 |
133,5 |
Таблица 2. Прогнозируемая величина страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам (в расчете на 1 пассажира)
Вид транспорта и сообщение |
Минимальная премия, руб. |
Максимальная премия, руб. |
Железнодорожный - дальнее |
0,18 |
2,05 |
Железнодорожный - пригородное |
0,02 |
0,15 |
Воздушный |
2,69 |
21,15 |
Морской |
7,30 |
35,59 |
Внутренний водный |
1,25 |
5,63 |
Автобусный - внутригородское |
0,05 |
0,31 |
Автобусный - пригородное |
0,16 |
1,04 |
Автобусный - междугороднее |
0,99 |
7,20 |
Троллейбусный |
0,04 |
0,34 |
Трамвайный |
0,01 |
0,16 |
Метрополитен |
0,16 |
0,71 |
Исходя из представленных в таблице 2 прогнозных значений величины страховой премии по обязательному страхованию, можно сделать вывод, что на социально значимых видах транспорта (железнодорожный в пригородном сообщении, городской транспорт) страховая премия в расчете на 1 пассажира составит от 1 до 30 копеек, что не дает оснований для постановки вопроса об увеличении тарифов на услуги этих видов транспорта в связи дискретностью тарифов, которые обычно кратны 1 рублю.
Также следует отметить, что на воздушном транспорте в настоящее время в соответствии со статьей 133 Воздушного кодекса Российской Федерации уже осуществляется обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам на условиях, аналогичных предлагаемым в законопроекте, поэтому авиаперевозчики не понесут дополнительных расходов, следовательно, стоимость авиаперевозок не изменится.
Кроме того, в связи с предполагаемой отменой действующего Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров", в соответствии с которым страховой сбор включен в стоимость билета, цена проезда уменьшится на величину такого сбора. Таким образом, принятие закона может привести к уменьшению цены проезда на отдельных видах транспорта, в частности такие изменения можно прогнозировать на железнодорожном транспорте в дальнем сообщении.
Суммарные затраты перевозчиков различных видов транспорта на осуществление перевозок пассажиров в 2008 году и затраты на обязательное страхование по средним тарифам с учетом числа пассажиров в 2008 году, а также их соотношение приведены в таблице 3.
Таблица 3
Вид транспорта |
Затраты на перевозки пассажиров в 2008 г.**, млн. руб. |
Расходы на страхование по усредненным тарифам, млн. руб. |
Доля расходов на страхование в общих затратах перевозчиков, % |
Железнодорожный |
215 106 |
251 |
0,12 |
Воздушный |
340 092 |
593 |
0,17 |
Морской |
696 |
30 |
4,31 |
Внутренний водный |
4 236 |
68 |
1,62 |
Автобусный |
137 693 |
4 856 |
3,53 |
Троллейбусный |
25 600 |
514 |
2,01 |
Трамвайный |
23 400 |
223 |
0,95 |
Метрополитен |
50 400 |
1 569 |
3,11 |
Итого по всем видам: |
797 223 |
8 103 |
1,02 |
Таким образом, доля расходов на обязательное страхование в общих затратах перевозчиков по всем видам транспорта прогнозируется на уровне около 1%, что значительно меньше ежегодного увеличения тарифов на услуги пассажирского транспорта, приведенного в таблице 1.
_____________________________
* Источник: Статистический сборник "Транспорт в России - 2009", Росстат.
** Источник: Статистический сборник "Транспорт в России - 2009", Росстат.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам"
В связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" потребуется внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.