Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 436221-5 "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Принятие предлагаемого закона позволит привести судебную систему Орловской области в соответствие с действующим федеральным законодательством.
С 1 января 2004 года вступил в силу пункт 3 части 2 статьи 30 УПК РФ, согласно которому при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судом в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В силу статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Орловской области действует семь судов, штатная численность судей в каждом из которых составляет два человека, - Должанский, Знаменский, Краснозоренский, Корсаковский, Троснянский, Шаблыкинский и Сосковский, на территории которых по существу невозможна реализация вышеназванных требований Конституции Российской Федерации и УПК РФ.
Анализ нагрузки судей названных судов и перспективы роста населения районов свидетельствуют о том, что введение дополнительных единиц судей является нецелесообразным. Кроме того, имеются сложности в подборе кадров судей для работы в данных районах ввиду их отдаленности от областного центра. Увеличение штатной численности судей потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение вновь назначенных судей и работников аппарата судов.
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года N 976 "О судоустройстве РСФСР" позволяет создавать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 21).
В связи с этим выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Должанского, Знаменского, Краснозоренского, Корсаковского, Троснянского, Шаблыкинского и Сосковского районных судов Орловской области с передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащих районных судов Орловской области: Ливенского, Хотынецкого, Новодеревеньковского, Мценского, Кромского и Урицкого.
Штатная численность судей и работников аппаратов упраздненных судов будет передана в соответствующие районные суды.
Схема размещения судов останется неизменной. В зданиях упраздненных судов останутся судьи и работники аппарата в том же составе.
Нагрузка на судей по рассмотрению дел останется неизменной либо будет уравновешена путем равномерного распределения дел между судьями укрупненного районного суда.
Таким образом, упразднение судов с одновременной передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других судов не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильности судебной системы Орловской области в целом.
Более того, создание судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области"
Реализация Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области" потребует материальных затрат на изготовление печатей, штампов, вывесок районных судов.
Согласно расчету управления Судебного департамента в Орловской области, на эти цели потребуется 67200 рублей, в том числе:
- изготовление 7 печатей стоимостью 2000 рублей каждая на сумму 14000 рублей;
- изготовление 21 штампа (по 3 для суда) стоимостью 1200 рублей каждый на сумму 25200 рублей;
- изготовление 7 вывесок стоимостью 4000 рублей каждая на сумму 28000 рублей.
Финансирование этих расходов можно осуществить за счет средств федерального бюджета, выделенных Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на содержание судов общей юрисдикции.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области"
Принятие Федерального закона "Об упразднении некоторых районных судов Орловской области" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.