Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 436233-5 "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой" (далее - законопроект) разработан в целях комплексного решения задачи организации государственной политики в области сельскохозяйственной безопасности, в целях снижения негативного влияния факторов риска на производство сельскохозяйственной продукции.
Проектом федерального закона предусматривается значительное число новаций, которые в своей совокупности позволяют эффективно организовать процесс сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой (далее - сельскохозяйственного страхования).
В соответствии с законопроектом государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в форме перечисления страховщику уполномоченным органом 50 процентов от начисленной страховой премии за счет средств федерального бюджета по договору сельскохозяйственного страхования.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе дополнительно устанавливать формы и пределы поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям сверх государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотренной за счет средств из федерального бюджета. Источники финансирования и порядок предоставления указанной поддержки субъекта Российской Федерации определяются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
Законопроектом предусматривается создание комплексной системы правоотношений, направленной на снижение финансового бремени для государства в части возмещения затрат на ликвидацию последствий страховых событий, возможности эффективной реализации государственной политики в области развития сельского хозяйства в Российской Федерации путем закрепления приоритетных направлений сельскохозяйственного страхования в плане сельскохозяйственного страхования, создания экономических основ для эффективной реализации собственно страховых отношений, создания системы мотивации сельскохозяйственных товаропроизводителей к заключению договоров страхования, недопущении злоупотребления как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей.
Планом сельскохозяйственного страхования определяется необходимый расчетный размер средств федерального бюджета, выделяемый на финансирование расходов уполномоченного органа по оплате части начисленной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования на следующий плановый год и два последующих года.
Страхование осуществляется по риску утраты (гибели) сельскохозяйственных культур и гибели (падежа), вынужденного убоя сельскохозяйственных животных. При этом утрата (гибель) сельскохозяйственных культу определяется как недобор более пятидесяти процентов урожая озимых сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений и более тридцати пяти процентов урожая яровых сельскохозяйственных культур на всей площади посева (посадки) сельскохозяйственной культуры или многолетних насаждений от плановых объемов, предусмотренных в договоре сельскохозяйственного страхования, в результате наступления страхового события.
Предполагается весьма существенная демократизация отношений в области сельскохозяйственного страхования. Финансовые средства в размере 50 процентов от начисленной страховой премии перечисляются уполномоченным органом власти страховщикам, осуществляющим сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой. Страховщиками могут являться лишь те страховые организации, которые являются членами соответствующего профессионального объединения страховщиков, правовая основа деятельности которого сформирована по подобию организации соответствующих механизмов при реализации ОСАГО. Профессиональное объединение страховщиков помимо функций саморегулирования выполняет еще и функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков.
Предлагаемая схема организации сельскохозяйственного страхования позволяет дополнительно формировать значительные финансовые ресурсы на случай утраты (гибели) сельскохозяйственных культур при возникновении чрезвычайных ситуаций. Так, предлагается создать специальный фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, за счет которого будут осуществляться выплаты в случае наступления значительных убытков в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций формируется за счет перечисления страховщиками 10 процентов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Порядок формирования и расходования средств фонда возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций определяется профессиональным объединением страховщиков с учетом требований действующего законодательства и настоящего Федерального закона.
Использование средств сельскохозяйственного страхования также строго регламентируется. Законом устанавливаются прозрачные и ясные процедуры уплаты страховой премии, контроля за ее уплатой, регулируются отдельные специальные вопросы в рамках договорных отношений, создается эффективная система обеспечения баланса интересов всех субъектов и участников сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, регламентируется процесс урегулирования убытков.
В целом сочетание эффективных механизмов частно-государственного партнерства и жесткого государственного контроля на всех этапах реализации сельскохозяйственного страхования позволит в течение нескольких лет создать одну из самых эффективных систем сельскохозяйственного страхования в мире.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой"
В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. объем субсидий на сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой на период 2011 - 2012 гг. предусмотрен в размере 12 млрд. руб. (табл. 1).
Таблица 1
Объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой
Объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат на сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, млн. руб. |
2011 |
2012 |
6 000 |
6 000 |
Вместе с тем, оценивая количественные и качественные параметры отрасли сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод, что рынок сельскохозяйственного страхования в России находится на начальном этапе своего развития, имеет огромный потенциал для дальнейшего развития и большие возможности для совершенствования.
Так удельный вес посевной площади застрахованных сельскохозяйственных культур в 2009 году составил 18,2% от общей посевной площади сельскохозяйственных культур (табл. 2), что не обеспечивает стабильность и реальную защиту урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений в случае возникновения значительных убытков при чрезвычайных ситуациях.
Таблица 2
Динамика развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой за период 2005 - 2009 гг.
N п/п |
Наименование показателей |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
1. |
Количество хозяйств, заключивших Договоры страхования, подлежащие субсидированию |
9 894 |
10 725 |
10 143 |
8 256 |
7 121 |
2. |
Посевная площадь, млн. га |
77,5 |
72,2 |
71,4 |
73,4 |
64,7 |
3. |
Площадь застрахованных культур, га |
16,1 |
17,6 |
20,2 |
18,2 |
11,8 |
4. |
Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % |
20,8 |
24,4 |
28,3 |
24,8 |
18,2 |
5. |
Страховая стоимость, млн. руб. |
96 178,5 |
89 162,1 |
116 148,1 |
122 983,7 |
119 199,7 |
6. |
Страховая сумма, млн. руб. |
95 770,3 |
87 799,5 |
113 918,5 |
122 983,7 |
119 199,7 |
7. |
Сумма уплаченных страховых взносов, млн. руб. |
6 399,4 |
5 813,9 |
7 727,6 |
8 794,7 |
9 184,3 |
8. |
Субсидии, перечисленные из федерального бюджета, млн. руб. |
1 893,4 |
2 876,5 |
3 065,3 |
3 400,0 |
2 492,1 |
9. |
Выплаченное страховое возмещение, млн. руб. |
4 311,2 |
3 338,1 |
4 145,7 |
5 325,5 |
4 480,39 |
Принятие федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой" (далее - законопроект) и формирование целостной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на его основе в период до 2020 года обеспечит существенные изменения существующей системы сельскохозяйственного страхования с государственным участием.
Из средств федерального бюджета потребуются расходы на оплату страховщикам пятидесяти процентов страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
При планируемом охвате страхованием 100% посевных площадей возделываемых сельскохозяйственных культур размер бюджетных средств на оплату части страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой должен составлять не менее 6,25 млрд. руб. (табл. 3).
Таблица 3
Расчет размера бюджетных средств на оплату части страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой
|
Стоимость валовой продукции, млн. руб. |
Страховая сумма, млн. руб. |
Страховой тариф, % |
Страховая премия, млн. руб. |
Субсидии из федерального бюджета, млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Российская Федерация |
1 250 694,60 |
1 250 694,60 |
1,00 |
12 506,95 |
6 253,48 |
Данным законопроектом предлагается расширить перечень объектов страхования с государственной поддержкой. Наряду с сельскохозяйственными культурами и многолетними насаждениями страхованию с государственной поддержкой подлежат сельскохозяйственные животные. На страхование сельскохозяйственных животных выделение федеральных бюджетных средств в Государственной программе не предусмотрено. Поэтому страхование сельскохозяйственных животных потребует дополнительного выделения средств федерального бюджета.
Из расчета видно, что из федерального бюджета на оплату части страховой премии по договорам страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой необходимо выделить средства в размере - 3,36 млрд. руб. (табл. 4).
Таблица 4
Расчет размера бюджетных средств на оплату части страховой премии по договорам страхования сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой
Вид сельскохозяйственных животных |
Поголовье тыс. голов |
Живой вес одной головы ц |
Средняя цена реализации от производителей в живом весе, ц/руб. |
Страховая стоимость млн. руб. |
Средневзвешенный тариф, % |
Страховая премия млн. руб. |
Субсидии из федерального бюджета (50%), млн. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
КРС |
11 097 |
3,51 |
5 437,10 |
211 777,60 |
1,9 |
4 023,77 |
2 011,89 |
Свиньи |
10 044 |
0,99 |
6 926,30 |
68 872,08 |
1,9 |
1 308,57 |
654,29 |
Овцы и козы |
10 743 |
0,32 |
4 204,30 |
14 453,37 |
1,9 |
274,61 |
137,31 |
Лошади |
594 |
3,50 |
4 675,00 |
9 719,33 |
1,9 |
184,67 |
92,34 |
Птица |
302 700 |
0,03 |
5 423,00 |
49 246,26 |
1,9 |
935,68 |
467,84 |
ИТОГО |
Х |
Х |
Х |
354 068,64 |
Х |
6 727,30 |
3 363,67 |
Таким образом, в рамках реализации законопроекта объем необходимого финансирования из средств федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой составит 9,7 млрд. руб.
Указанные средства из федерального бюджета предоставляются в соответствии с законопроектом в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Государственная поддержка по другим направлениям в сфере сельскохозяйственного производства предоставляется при условии заключения договора сельскохозяйственного страхования от риска утраты (гибели) сельскохозяйственных культур и/или гибели (падежа) и вынужденного убоя сельскохозяйственных животных.
Предлагается создать специальный фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций, за счет которого будут осуществляться выплаты в случае наступления значительных убытков в случае наступления чрезвычайных ситуаций. Фонд возмещения убытков при возникновении чрезвычайных ситуаций формируется за счет перечисления страховщиками 10 процентов от полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой"
В связи с принятием Федерального закона "О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой" потребуется внесение изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также принятие нормативных правовых актов:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
4. Приказ Минфина РФ от 11 июня 2002 г. N 51н "Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни".
5. Подготовить Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на оплату части страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.
6. Подготовить учредительные документы и зарегистрировать новое Профессиональное объединение страховщиков.
7. Подготовить Приказ Министерства сельского хозяйства России об утверждении Плана сельскохозяйственного страхования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.