Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации"
Профессиональные союзы являются особым видом общественных объединений, в связи с чем они особо выделены в Конституции РФ. Такое отношение к профсоюзам связано с важной их ролью в обществе. Профсоюзы необходимы не только для защиты социально-трудовых интересов работников, но они еще являются и основной ячейкой структуры гражданского общества, без существования которой не может быть демократического общества.
Учитывая важную роль профсоюзов в обществе, их деятельности и защите посвящены многие международные нормативные акты, и прежде всего, принятые Международной организацией труда Конвенции NN 87, 98 и 135. Данные конвенции Россией ратифицированы и в них содержатся важные правовые нормы о защите прав представителей трудящихся на предприятии и создании условий для их деятельности, без реализации которых невозможна эффективная деятельность профсоюзов.
В настоящее же время в России вместо оказания помощи профсоюзам в их деятельности наблюдается, наоборот, ущемление их прав, и в первую очередь снижение степени защиты выборных профсоюзных работников, не освобожденных от основной работы. Это выразилось в известных определениях Конституционного Суда РФ: от 4 декабря 2003 г. N 421-О и от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П, в которых признаны несоответствующими Конституции РФ правовые нормы статьи 374 Трудового кодекса РФ, предусматривающие увольнение по инициативе работодателей руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организации (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
В связи с этим, а также с учетом необходимости законодательного обеспечения защиты вышеуказанных профсоюзных работников, в данном законопроекте предусматривается особый порядок расторжения с ними трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом по аналогии с признанием забастовки незаконной рассмотрение заявлений работодателя в суд о признании несогласия вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение необоснованным предлагается осуществлять верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных областей. В этом случае решения судов будут более профессиональными, что будет гарантировать обеспечение их законности и обоснованности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация данного проекта федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.