Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 439027-5 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(в части, касающейся государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора)"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в статью 27 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", направленное на отсрочку применения до 1 января 2012 года положений указанного Федерального закона в части организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора.
Необходимость принятия предлагаемого проекта федерального закона обусловлена следующими причинами.
1 января 2011 г. вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) в части, касающейся организации и проведения проверок при осуществлении государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора.
Установленная Федеральным законом периодичность осуществления плановых проверок приведет к невозможности осуществления надлежащего государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора.
Такие последствия обусловлены следующими особенностями осуществления государственного надзора (контроля) в указанных сферах:
1. На объектах использования атомной энергии (на атомных станциях), значительной части опасных производственных объектов (например, на угольных шахтах, крупных химических и нефтехимических комплексах), гидротехнических сооружениях 1 и 2 классов опасности состояние безопасности достигается и обеспечивается путем осуществления непрерывного надзора за соответствием осуществляемой деятельности требованиям безопасности, что обусловлено непрерывностью (ядерная реакция) или непредсказуемостью (выброс метана) происходящих на поднадзорных объектах особо опасных процессов.
Необходимость осуществления постоянного надзора на объектах атомной энергии прямо предусмотрена международными обязательствами Российской Федерации в данной сфере:
1) пунктом "ii" статьи 14 Конвенции о ядерной безопасности, устанавливающим необходимость обеспечения постоянного соответствия технического состояния ядерных установок с помощью анализа, наблюдений, испытаний и инспектирования;
2) пунктом "iii" статьи 9 Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, согласно которому должны быть приняты соответствующие меры для обеспечения того, чтобы контроль и инспектирование установки для обращения с отработавшим топливом осуществлялись в соответствии с установленными процедурами;
3) статьей 21 Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников МАГАТЭ, согласно которой регулирующий орган должен быть наделен полномочиями по осуществлению как объявленных, так и необъявленных инспекций с частотой, устанавливаемой с учетом прошлых рабочих показателей и рисков, создаваемых радиоактивным источником (Российская Федерация уведомила МАГАТЭ о приверженности Российской Федерации Кодексу письмом Председателя Правительства Российской Федерации от 19.05.2004 N МФ-П7-3260) .
2. Строительство, капитальный ремонт, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется, в том числе в сроки, меньшие, чем установленная Федеральным законом периодичность осуществления плановых проверок, при этом в соответствии со сложившейся практикой плановая проверка проводится в отношении конкретного объекта после получения органами надзора уведомления о начале строительства.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключение органов государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, которое выдается на основании проведения проверочного мероприятия, является обязательным условием для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.
Однако Федеральным законом не предусматривается возможность проведения внеплановой проверки на основании соответствующего заявления поднадзорной организации (в данном случае - на основании заявления застройщика о выдаче заключения).
Таким образом, в случае завершения строительства (капитального ремонта, реконструкции) ранее, чем через три года после начала работ, заключение о соответствии построенного объекта не может быть получено в связи с отсутствием у органов надзора правовых оснований, необходимых для проведения проверки, в результате чего в Российской Федерации будут существенно затягиваться сроки ввода в эксплуатацию построенных (реконструированных, капитально отремонтированных) объектов капитального строительства.
Отдельно необходимо отметить, что распространение положений Федерального закона на государственный строительный надзор без внесения существенных изменений в Градостроительный кодекс делает фактически невозможным обеспечение надлежащего строительного надзора за строительством олимпийских объектов и строительством объектов форума АТЭС.
3. Энергетическая безопасность также достигается путём проведения плановых проверок с периодичностью, отличной от установленной Федеральным законом (в зависимости от наступления грозового периода; в зависимости от сезона и от климатических особенностей отдельных частей и регионов Российской Федерации).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(в части, касающейся государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора)"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части, касающейся государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора)" не предусматривает введение или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(в части, касающейся государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части, касающейся государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью, надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, надзора по ядерной и радиационной безопасности, государственного строительного надзора, государственного энергетического надзора)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.