Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 439773-5 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время положения, устанавливающие основные нормы по списанию денежных средств с банковского счета без распоряжения клиента, изложены в статьях 854 - 856 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии со статьей 854 Кодекса без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Списание денежных средств без согласия клиента может быть произведено банком в безакцептном или бесспорном порядке. Безакцептное списание производится на основании платежного требования, оплачиваемого без акцепта плательщика, а бесспорное списание - на основании инкассового поручения (пункт 8.2 Положения Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации").
Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат части второй Кодекса.
Следует отметить, что безакцептное списание денежных средств с банковского счета не предусмотрено законодательством большинства стран. Так, согласно Германскому Гражданскому уложению по договору расчетного счета кредитное учреждение обязуется открыть клиенту счет, зачислять на счет поступления и производить списания во исполнение заключенных договоров о денежном переводе. При этом условия и порядок безакцептного списания не установлены.
Нормы торгового кодекса Чехии о договоре текущего счета также не предусматривают возможности безакцептного списания средств со счета.
Вместе с тем ряд законодательных актов Российской Федерации, предоставляющих право безакцептного (бесспорного) списания средств, были актуальны на момент их принятия и направлены исключительно на стабилизацию финансового положения в ряде отраслей хозяйства в период неплатежей. В настоящее время данный кризис миновал. Однако некоторые законодательные акты, в которые предлагается внести изменения, продолжают применяться.
Учитывая развитие рыночных отношений между участниками рынка, которые строятся преимущественно путем заключения гражданско-правовых договоров, способ осуществления расчетов за оказанные услуги должен и может определяться в договорах.
Принятие законопроекта позволит устранить противоречия сложившейся системы гражданского законодательства в части безакцептного (бесспорного) списания средств со счета без согласия клиента в случаях, установленных федеральными законами, принятыми после введения в действие части второй Кодекса.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", признании утратившими силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О мерах по улучшению расчетов за услуги связи" и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.