Пояснительная записка
к проектам федеральных законов N 439776-5 "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" предусматривается установить механизм, обеспечивающий право граждан, проходивших военную службу и иную приравненную в ней службу, или осуществлявшим деятельность, в периоды которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию (далее - служба), и не имеющих право на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) финансируемую за счет средств федерального бюджета, на трудовую пенсию с учетом указанных периодов.
В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) устанавливается с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, одна из частей которого за период с 1 января 2002 г. формируется из суммы уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Граждане, проходившие военную и иную приравненную к ней службу, не подлежат в период этой службы обязательному пенсионному страхованию, что приводит к снижению уровня их пенсионного обеспечения при выходе на трудовую пенсию.
Законопроектом предусматривается преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за периоды службы, в расчетный пенсионный капитал.
Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии) упомянутым категориям граждан будет производиться исходя из суммы расчетного пенсионного капитала, включающего в себя, в том числе, средства федерального бюджета, выделяемые Пенсионному фонду Российской Федерации для отражения их в общей части индивидуального лицевого счета этих граждан за периоды службы, в течение которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, начиная с 1 января 2002 года.
За периоды службы до 1 января 2002 года формирование расчетного пенсионного капитала таким гражданам будет осуществляться через механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц по правилам, установленным в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в общем порядке.
Объем средств федерального бюджета, выделяемый Пенсионному фонду Российской Федерации для отражения в общей части индивидуального лицевого счета упомянутых категорий граждан, предлагается рассчитывать путем умножения действующей на день установления этим гражданам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) стоимости страхового года, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", на продолжительность периодов их службы.
Соответствующие изменения вносятся в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страхования в Российской Федерации".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектами федеральных законов "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Принятие проектов федеральных законов "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проектам федеральных законов "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан " и "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
По данным Минобороны России по состоянию на 1 декабря 2009 г. численность военнослужащих и сотрудников силовых министерств и ведомств, уволенных с военной службы после 2001 года и не имеющих права на пенсию за выслугу лет, составляет около 60 тыс. человек, средний возраст которых не превышает 35 лет.
Стоимость страхового года на 2011 год составляет 13 509,6 рублей (4 330 руб. х 26% х 12 мес.).
Ежегодная потребность средств федерального бюджета составит 9,7 млрд. рублей (13509,6 руб. х 12 лет (продолжительность периодов службы в среднем) х 60 тыс. чел.).
При этом имеется в виду, что выделения из федерального бюджета данной суммы средств единовременно не потребуется, поскольку указанные лица будут обращаться за выплатой трудовой пенсии в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по достижении ими пенсионного возраста.
Учитывая возраст указанной категории граждан, на реализацию предлагаемого проекта федерального закона расходов федерального бюджета в ближайшие 20 лет не потребуется.
В настоящее время имеются сведения о 25 уволенных военнослужащих, обратившихся за назначением трудовой пенсии по инвалидности. С учетом средней продолжительности их военной службы - 3 года, ежегодный расход средств федерального бюджета составит около 1,0 млн. рублей. В рамках проводимой реформы Вооруженных Сил Российской Федерации количество таких лиц может составить около 100 человек.
Расчет расходов на реализацию законопроекта
"О гарантиях пенсионных прав для отдельных категорий граждан" в 2011 году
Среднегодовая численность уволенных военнослужащих, проходивших службу по контракту, которые в 2011 году могут обратиться за назначением трудовой пенсии по инвалидности, составит 100 человек.
Стоимость страхового года на 2011 год составляет 13 509,6 рублей.
Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого в 2011 году для расчета трудовой пенсии (Т), месяцев - 204.
Среднее отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) к 180 месяцам (К) для лиц в возрасте 30 лет - 0,33333333.
Коэффициент индексации трудовой пенсии в 2011 году:
с 1 февраля - 1,075, с 1 апреля - 1,012.
Средняя продолжительность военной службы - 3 года.
Часть расчетного пенсионного капитала, полученная в связи с зачетом периода службы по контракту, - 40528,8 рублей.
Размер части трудовой пенсии по инвалидности, исчисленный в соответствии с законопроектом, - 596,01 рублей.
Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности) с учетом расходов на доставку (0,758%):
в месяц - 64,76 тыс. руб., в год - 777,15 тыс. рублей.
В среднем прибавка к трудовой пенсии по инвалидности, исчисленная в соответствии с законопроектом с момента его введения в действие в 2011 году, будет составлять 596 рублей в месяц, прибавка к страховой части трудовой пенсии по старости в среднем - 199 рублей в месяц.
По оценке, на момент исполнения обязательств по основной массе пенсионеров в 2030 году с учетом стоимости страхового года за соответствующий период (65 181 руб.), размер прибавки к трудовой пенсии по инвалидности будет составлять в среднем 2573 рубля в месяц, размер прибавки к страховой части трудовой пенсии по старости - 858 рублей в месяц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.