Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 439864-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (далее - Соглашение) подписано в г. Цхинвале 1 декабря 2009 г. на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. N 1803-р.
Соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 456.
Основными положениями Соглашения являются:
1. Допуск капиталовложений инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.
2. Предоставление каждой договаривающейся стороной капиталовложениям инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется капиталовложениям собственных инвесторов или капиталовложениям инвесторов любого третьего государства.
3. Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении капиталовложений иностранных инвесторов.
Кроме того, в соответствии с Соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет капиталовложениям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
4. Гарантия защиты капиталовложений инвесторов от принудительного изъятия - национализации, экспроприации или иных мер, имеющих аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны, на недискриминационной основе и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Кроме того, закрепляется право инвесторов на получение адекватной компенсации в случае причинения вреда или нанесения ущерба их капиталовложениям, в частности, вследствие войны, гражданских беспорядков или иных подобных обстоятельств.
5. Гарантия беспрепятственного перевода за границу доходов и других платежей в связи с капиталовложениями после выполнения инвесторами всех своих налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательств перед государством принимающей договаривающейся стороны.
6. Обеспечение надлежащих способов судебной защиты прав инвесторов за счет возможности использования современных процедур разрешения споров между одной договаривающейся стороной и инвестором государства другой договаривающейся стороны, а также способов урегулирования споров между договаривающимися сторонами относительно толкования и применения положений Соглашения.
Отличия Соглашения от положений упомянутого российского типового соглашения сводятся к следующим основным моментам:
1. Отсутствие в пункте 4 статьи 4 Соглашения изъятия из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в отношении стран, входивших ранее в состав СССР, существенно нивелируется сохранением в Соглашении изъятия из РНБ в связи с участием России в зонах свободной торговли, таможенном союзе и других интеграционных объединениях.
2. В статье 2 Соглашения предусмотрено, что Соглашение применяется ко всем капиталовложениям, осуществленным начиная с 1 января 1992 года. Эта дата обусловлена распадом СССР, после чего российские инвестиции в Южной Осетии и инвестиции югоосетинских инвесторов в России стало возможным рассматривать как иностранные. Одновременно указанная дата исключает риски, связанные, в частности, с возможными исками к России как государству - продолжателю СССР (например, в части выплаты компенсации за экспроприацию (без надлежащей компенсации) имущества на территории бывших республик СССР или Советской России). Кроме того, с учетом особенностей развития государственности Республики Южная Осетия, Министерством иностранных дел Российской Федерации была направлена нота относительно понимания терминов "законодательство государства Договаривающейся стороны" и "гражданство государства Договаривающейся стороны". Министерство иностранных дел Республики Южная Осетия разделяет понимание российской стороны относительно толкования данных терминов в Соглашении.
Положения Соглашения соответствуют нормам международного права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством. В частности, в действующем Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" не оговорено предоставление инвесторам, их инвестициям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены условия, размер и порядок выплаты компенсаций в случаях принудительного изъятия инвестиций и возмещения ущерба.
Применение Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Южной Осетией.
Финансово-экономическое обоснование к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о поощрении и взаимной защите капиталовложений не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Вместе с тем в случае экспроприации (национализации) капиталовложений югоосетинских инвесторов или нанесения им иного ущерба Российская Федерация должна будет выплатить компенсацию. Выплаты могут иметь место также в случаях, когда российским судом или международным арбитражем будет определено, что Российская Федерация не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязательства перед югоосетинскими инвесторами, вытекающие из указанного Соглашения. Аналогичные обязательства принимает на себя югоосетинская сторона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.