Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 161030-5 "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Действующей главой 52 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности регулирования труда педагогических работников. Статья 331 Трудового кодекса РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью на основании вступившего в законную силу приговора суда, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкие преступления - наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
При таких обстоятельствах серьезная категория преступлений не охватывается ограничениями, которые установлены статьей 331 Трудового кодекса РФ.
Современное состояние социально-правовой защиты половой неприкосновенности, нормального развития, нравственного воспитания детей не соответствует сложившейся социальной и криминогенной ситуации в этой сфере, требованиям международного права, направленным на охрану детей.
Действующая статья 331 Трудового кодекса РФ недостаточно ограничивает возможности лиц в совершении деяний, направленных на нравственное и физическое растление детей, их сексуальную и экономическую эксплуатацию.
В круг установленных ограничений не попадают лица, привлеченные к уголовной ответственности за такие преступления, как понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, вовлечение в занятие проституцией, организация занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов.
Эти преступления относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести, однако по своим общественно-опасным последствиям они наносят огромный урон государству в целом.
Фактически, на сегодняшний день лица, совершившие вышеперечисленные преступные деяния, имеют возможность без каких-либо ограничений получать доступ к детям и, используя при этом различные возможности, делать их инструментом для удовлетворения низменных побуждений, а также для извлечения наживы.
В 2008 году более 120 000 детей пострадали от преступных деяний. Предлагаемые изменения в полной мере отвечают требованиям Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о необходимости "принимать дополнительные меры, которые могли бы обеспечить защиту и безопасность детей и подростков, в том числе законодательного характера". (Д.А. Медведев. Выступление на Коллегии МВД Российской Федерации 06 февраля 2009 года).
Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (статья 34) провозглашает, что каждое государство принимает все необходимые меры для предотвращения склонения или понуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности, эксплуатации детей в проституции, использования детей в порнографии и порнографических материалах.
Предлагаемые изменения обеспечат предупреждение противоправных действий со стороны лиц, так называемого, повышенного риска - ранее судимых. О необходимости упора на предупреждение противоправных действий говорил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на заседании Коллегии МВД РФ 06 февраля 2009 года.
Внесение предлагаемых изменений будет способствовать расширению правовых гарантий защиты детей от любых форм растления, сексуальной эксплуатации, посягательств на половую неприкосновенность.
Статистические данные о выявленных преступлениях, предусмотренных статьями 133, 134 и 135 Уголовного кодекса РФ, отображены в приложениях NN 1, 2 и 3 к пояснительной записке.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных финансовых расходов средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.