Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 446381-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" (далее - законопроект, проект) вносит изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в статью 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
1. Предлагаемые изменения в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривают в отношении судей специализированных арбитражных судов установление требований в отношении возраста, стажа и порядка назначения на должность, предъявляемых к судьям федеральных арбитражных судов округов.
Учитывая, что специализированные арбитражные суды создаются для рассмотрения споров, возникающих из особых правоотношений, требующих специальных познаний и подготовки, проект закрепляет правило, в соответствии с которым, при объявлении конкурса на должность судьи специализированного арбитражного суда может отдаваться предпочтение кандидату, имеющему дополнительную специальность и обладающему квалификацией, соответствующей специализации суда.
2. Законопроектом устанавливается коллегиальный порядок рассмотрения дел Судом по интеллектуальным правам.
В первой инстанции коллегиальное рассмотрение дел осуществляется в составе трех судей.
При рассмотрении дела Судом по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции состав суда, по общему правилу,закрепленному в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, состоит из трех судей.
3. Расширяется специальная подведомственность арбитражных судов в сфере интеллектуальной собственности путем отнесения к подведомственности арбитражных судов споров о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.
4. Вносимые в статью 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменения предполагают исключение из подсудности арбитражных судов первой инстанции дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам.
Из полномочий Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции исключаются дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрете, производства (ноу-хау), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, которые передаются в компетенцию Суда по интеллектуальным правам.
5. В арбитражный процесс вводится еще один участник - специалист, который будет привлекаться к рассмотрению дел в случае необходимости выяснения мнения лица, обладающего специальными познаниями в специфических сферах, для оказания независимой помощи суду в уяснении тех или иных обстоятельств дела. Форма участия такого специалиста исключительно устная.
Специализированному арбитражному суду предоставляется право привлекать специалиста из числа советников, входящих в аппарат суда и обладающих специальными познаниями.
6. Специализированный арбитражный суд с целью получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями, наделяется правом направлять запросы.
7. Уточняется порядок рассмотрения дел Судом по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции. Суд по интеллектуальным правам как арбитражный суд кассационной инстанции, рассматривает дело, рассмотренное им по первой инстанции, в судебном заседании президиумом этого суда по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными в главе 35.
8. Устанавливается правило, в соответствии с которым заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования должны будут подаваться не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а в арбитражный суд.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" не потребует дополнительного финансирования системы арбитражных судов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.