Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 442340-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) направлен на повышение эффективности исполнения актов судов, иных органов и должностных лиц о взыскании штрафов, принимаемых по делам об административных правонарушениях, а также на устранение имеющихся пробелов правового регулирования вопросов исполнения указанных решений.
В настоящее время в части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность в двукратном размере суммы штрафа за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.
Практика применения указанной нормы свидетельствует о неэффективности предусмотренной в ней санкции. Постановления ряда административных органов содержат требования о взыскании административного штрафа в незначительном размере, зачастую не превышающем 100 рублей. В этой связи в случае неуплаты административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, размер новой санкции также будет на незначительную сумму. Таким образом, у должников отсутствует мотивация к исполнению постановлений о наложении административного штрафа на небольшие суммы в добровольном порядке.
С учетом этого законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусмотрев, что неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее тысячи рублей.
Указанная новелла позволит "стимулировать" действия должников к добровольному исполнению своих обязанностей по уплате административного штрафа, не прибегая к принудительному исполнению Федеральной службой судебных приставов указанных исполнительных документов.
В современном законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют также нормы, устанавливающие сроки для направления органами, должностными лицами, вынесшими постановления о наложении административного штрафа, указанных постановлений на исполнение в органы принудительного исполнения.
В соответствии с частью 3 статьи 31.3 КоАП РФ в случае, если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу.
В то же время согласно статье 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа.
Таким образом, вышеуказанные правила о трехдневном сроке не распространяются на отношения, урегулированные статьей 32.2 КоАП РФ.
Как следствие этого, в органы принудительного исполнения поступают исполнительные документы с нарушением срока давности исполнения. Данная ситуация предполагает высокий риск коррупционных проявлений со стороны органов, должностных лиц, вынесших постановления о наложении административного штрафа.
С учетом указанных обстоятельств законопроектом предлагается изменить редакцию части 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусмотрев, что в случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок постановление о наложении административного штрафа в течение трех суток направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Учитывая, что в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации за государственными органами закреплены определенные виды доходов федерального бюджета, по которым они обязаны осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет (главные администраторы доходов федерального бюджета), законопроектом предусматривается, что при направлении судебному приставу-исполнителю для исполнения постановления о наложении административного штрафа, органы и должностные лица, вынесшие такое постановление, делают в нем отметку о неуплате правонарушителем назначенного штрафа.
Наличие данной информации в исполнительном документе будет являться подтверждением необходимости применения в отношении лица, не уплатившего административный штраф, процедуры принудительного взыскания штрафа. Такое законодательное регулирование позволит исключить случаи возбуждения исполнительного производства в отношении лиц, которые уже уплатили административный штраф.
Ввиду отсутствия соответствующих норм в КоАП РФ, органами (должностными лицами), принимающими решения о наложении административного штрафа, как главными администраторами доходов федерального бюджета, фактически не проверяется информация об уплате гражданином штрафа и, как правило, это устанавливается судебным приставом-исполнителем в рамках уже возбужденного исполнительного производства, что представляется недопустимым.
Судебные штрафы администрируют органы принудительного исполнения, а не судебные органы. В этой связи требование о проставлении отметки о неуплате штрафа в законопроекте не распространяется на суды, вынесшие постановление о наложении административного штрафа.
Кроме того, в законопроекте содержится также положение о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, составляется судебным приставом-исполнителем.
В целях реализации положений законопроекта в части, касающейся внесения изменений в КоАП РФ, предлагается внести изменение и в статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающее дополнительное требование, предъявляемое к постановлению органа (должностного лица) о наложении административного штрафа - наличие отметки о неуплате правонарушителем назначенного административного штрафа.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.