Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 442501-5 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
(по вопросу расширения круга субъектов законодательной инициативы)
Досье на проект федерального конституционного закона
Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" установлено, что инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации, на территории которых образуется новый субъект Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон (далее - ФКЗ) также определяет условия принятия и образование в составе Российской Федерации нового субъекта на добровольной основе, которым может быть иностранное государство или его часть (статья 4). Одновременно с международным договором вносится проект ФКЗ о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию. Таким образом инициатива внесения ФКЗ в соответствии со статьей 4 может принадлежать как Президенту Российской Федерации, так и другим субъектам, имеющим право законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации.
Представляется необоснованным положение, закрепленное в статье 10 ФКЗ, согласно которому образование нового субъекта Российской Федерации принадлежит субъектам Российской Федерации, на территории которых образуется новый субъект. В то же время другие субъекты законодательной инициативы лишены возможности вносить законодательную инициативу об образовании нового субъекта Российской Федерации (например, о разделении субъекта Российской Федерации на несколько субъектов Российской Федерации). Статья 65 Конституции Российской Федерации не содержит ограничений по данному вопросу.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации круг субъектов законодательной инициативы об образовании нового субъекта из состава субъектов Российской Федерации должен быть расширен и в него должны быть обязательно включены Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (тем более, что в статье 5 ФКЗ предусматривается объединение двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации).
Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" также не решает вопрос о законодательной инициативе при разделении субъекта Российской Федерации на несколько субъектов Российской Федерации. Очевидно, что законодательная инициатива не может исходить от самого субъекта Российской Федерации, который сам должен предложить разделение своей территории. В таком случае законодательная инициатива видимо должна исходить от других субъектов законодательной инициативы.
С другой стороны, авторы законопроекта полагают, что некоторые вопросы при образовании нового субъекта Российской Федерации путем объединения субъектов Российской Федерации могут быть решены не на стадии подготовки принципиального решения об объединении их в единый субъект, а на стадии проведения референдума в соответствующих субъектах Российской Федерации, путем внесения соответствующего законопроекта об объединении субъектов Российской Федерации в новый субъект Российской Федерации.
Концептуальным в предлагаемом законопроекте является положение о том, что инициатива о создании в Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации может исходить не только от органов власти этих субъектов, но также и от некоторых иных субъектов законодательной инициативы, круг которых (с условием включения в него палат Федерального Собрания Российской Федерации) подлежит уточнению при дальнейшей работе над законопроектом.
Кроме того, концептуальным положением законопроекта является положение о том, что проект ФКЗ об образовании конкретного нового субъекта может быть внесен и до принятия на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации решений об объединении этих субъектов. Предлагаемые изменения в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" направлены на решение обозначенных вопросов. Конкретный проект ФКЗ об образовании нового субъекта Российской Федерации станет фактическим предложением о порядке решения вопросов, связанных с созданием нового субъекта Российской Федерации, но при этом он не может быть рассмотрен в первом чтении до принятия соответствующего решения на референдумах заинтересованных субъектов Российской Федерации.
Принятие проекта федерального конституционного закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые будут предусматривать расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Вопрос о расходах, покрываемых за счет федерального бюджета, может рассматриваться только после внесения конкретного проекта ФКЗ об образовании нового субъекта Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
(по вопросу расширения круга субъектов законодательной инициативы)
В случае принятия проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (по вопросу расширения круга субъектов законодательной инициативы) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"
(по вопросу расширения круга субъектов законодательной инициативы)
Принятие проекта федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (по вопросу расширения круга субъектов законодательной инициативы) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесение изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.