Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 442696-5 "О внесении изменения в статью 21-1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"
Досье на проект федерального закона
Предлагаемый проект федерального закона разработан в целях расширения круга лиц, допускаемых к государственной тайне в особом порядке.
Так, согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" особый порядок допуска к государственной тайне (т.е. допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 данного Закона) применяется в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну.
Устанавливая вышеуказанный круг лиц, федеральный законодатель не рассматривал возможности принятия на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов, рассмотрение которых сопряжено с доступом к информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну Российской Федерации. Между тем, в исключительных случаях такая возможность выявляется, при этом реализация полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации ставится под сомнение в связи с невозможностью соблюдения требований федерального законодательства о защите государственной тайны.
Так, в частности, вопрос о необходимости оформления допуска к государственной тайне депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может возникнуть в случае принятия либо изменения уже принятых региональных законодательных актов, устанавливающих границы муниципальных образований на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, во исполнение части 3 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно указанной норме Федерального закона при утверждении границ муниципальных образований допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания; при этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 1 января 2012 года. Следовательно, картографические описания границ муниципальных образований вместе с картами (планами) таких границ подлежат утверждению соответствующими региональными законами в качестве приложений к ним. Между тем сведения, содержащиеся в картах (планах) границ муниципальных образований, включая городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, в разрешении 1:50 000 и крупнее в силу требований федерального законодательства отнесены к категории сведений, составляющих государственную тайну Российской Федерации. В частности, согласно пункту 3.4.3 раздела 3 Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 1 от 17.03.2008, к категории секретных сведений отнесена совокупность сведений, содержащихся на топографических картах или планах масштабом 1:50 000 и крупнее в государственных системах координат территорий Российской Федерации или государств-участников СНГ в графической, цифровой (электронной) или иных формах представления информации о местности, а также карты и планы, созданные на их основе без отбора и обобщения элементов содержания в государственной разграфке, не подлежащие открытому объявлению в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение соответствующего законопроекта возможно лишь в случае, если депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации имеет допуск к охраняемым законом сведениям. Однако в силу Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 N 63, такой допуск оформляется лишь депутатам, работающим в законодательном органе на постоянной основе. При этом следует отметить, что депутаты, работающие в региональном парламенте на постоянной основе, как правило, составляют менее половины от установленного числа депутатского корпуса. В указанной ситуации возникает коллизия, поскольку требования к обеспечению условий доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, противопоставляются гарантиям равенства депутатов (с точки зрения реализации ими права на обсуждение вышеуказанного законопроекта и права на голосование в зависимости от условий осуществления депутатской деятельности, поскольку преимущество в указанном случае имеют депутаты, осуществляющие депутатскую деятельность на постоянной основе).
Кроме того, данная ситуация сопровождается также и затруднениями организационно-процедурного характера. Так, исходя из анализа регионального законодательства, заседания законодательных (представительных) органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации являются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. При этом, как уже ранее указывалось, допуск к государственной тайне имеет, как правило, менее половины от установленного числа депутатского корпуса. В проиллюстрированной ситуации принятие соответствующего законопроекта фактически не может быть осуществлено в силу отсутствия необходимой для обеспечения кворума на пленарном заседании численности депутатов.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменение в статью 21.1 Закона Российской Федерации "О защите государственной тайны", расширив крут лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну Российской Федерации, в особом порядке, посредством включения в него депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что позволит устранить вышеуказанную коллизию и обеспечить необходимые условия равенства депутатов при рассмотрении вопросов, сопряженных с доступом к секретным сведениям, на закрытых пленарных заседаниях.
Перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного федерального закона
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63 "Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 21.1 Закона Российской Федерации "О защите государственной тайны"
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 21.1 Закона Российской Федерации "О защите государственной тайны" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.