Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 442733-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
С целью формирования экономически обоснованной цены на социальные группы продовольственных товаров, развития конкурентных отношений, и исключения фактов увеличения цены за счет дискриминационных практик предлагается установить уведомительный порядок заявления первичной отпускной цены производителями или переработчиками готового продукта. Данная процедура создаст серьезные предпосылки к установлению сбалансированной с учетом интересов всех субъектов продовольственного рынка цены на социальные продукты. Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлен механизм регулирования предельно допустимых розничных цен в случае их роста при соблюдении ряда условий. Данная норма не устанавливает возможность регулирования розничной торговой наценки на социально-значимые продовольственные товары, механизм которого предлагается законопроектом.
Полномочия по установлению размера розничных наценок предлагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер наценки рассчитывается от цены реализации первому оптовому покупателю для товара российского производства и от таможенной стоимости - для товара иностранного производства. Регулирование цен на импортную продукцию уже имеет место на отдельные продовольственные товары (постановление Правительства от 8 февраля 1996 N 131 вводит минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации), а также лекарственные средства из перечня жизненно важных лекарственных средств.
До установления регулируемой торговой наценки предлагается период наблюдения, когда вследствие повышения розничных цен на 20 и более процентов органы государственной власти субъектов вводят обязанность производителей товаров (занимающих более 5% рынка товара, по которому имеет место рост цен) предоставлять сведения об отпускной цене первому оптовому покупателю, а организаций торговли - о таможенной стоимости реализуемых ими импортных товаров, если доля реализации этих товаров более 5% рынка муниципального образования. Наблюдение за ценами устанавливается на срок до 30 дней - если за этот период цены вырастут на 40 % (т.е. еще на 20% по сравнению с периодом до введения наблюдения), может быть введено государственное регулирование розничной наценки для товара, по которому допущено превышение цены. В ином случае при истечении срока 90 дней наблюдение за ценами прекращается.
Доля хозяйствующего субъекта доля в 5 и более процентов рынка товара, входящего в перечень социально значимых продовольственных товаров, может быть рассчитана по методике, которую предлагается разработать органам государственной власти субъекта РФ (за основу например, может быть взята методика, утвержденная постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010) . Кроме того, вводится обязанность размещать информацию об отпускной цене первому оптовому покупателю и о таможенной стоимости социально значимых продовольственных товаров на сайте соответственно производителя товаров (при его наличии) и сайте торговой организации.
Данные о таможенной стоимости в случае их непредставления субъектами розничной торговли могут быть получены у таможенных органов: согласно ч. 1 ст. 26 Таможенного кодекса таможенная статистика предоставляется Президенту РФ, Правительству и иным органам, определяемым законодательством, т.е. данная информация в принципе может быть предоставлена в распоряжение органов субъекта РФ как непосредственно, так и посредством федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на нормативно-правовое регулирование торговли. Также, страна происхождения и номер таможенной декларации указываются в счете-фактуре (пп. 7, 13-14 части 5 ст. 169 Налогового кодекса). В основном, товары из перечня Приложения N 1 к постановлению Правительства N 530 относятся к товарам, на которые устанавливается ставка НДС 10%, т.е. к товарам, на которые составляются счета-фактуры. Таким образом, в налоговых органах имеются сведения о ценах на продовольственные товары, эти же органы имеют полномочия привлекать к административной ответственности за нарушения при установлении цены по ст. 14.6 КоАП. Также устанавливается обязанность организаций торговли, осуществляющих продажи импортных товаров на своих сайтах информации о таможенном пункте, в котором имело место пересечение государственной границы, на сайте лица, осуществляющего розничную торговлю. (подобная информация в отношении табачной и алкогольной продукции иностранного производства признана обязательной к предоставлению организациями торговли потребителю в соответствии с Указом Президента РФ от 7 февраля 1996 N 161) .
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующие федеральные законы, признания актов федерального законодательства утратившими силу или приостановления, принятия иных федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Введение торговой наценки (и его финансирование) - это право, а не обязанность субъекта РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.