Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 442978-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (далее - законопроект) внесен Минпромторгом России (В.Б. Христенко).
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 января 2010 г. N Пр-155 (подпункт "д" пункта 1 перечня поручений) и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 января 2010 г. N ИШ-П7-411.
Законопроект в целом направлен на обеспечение реализации установленного Федеральным законом "О техническом регулировании" принципа единой системы технического регулирования, ускорение интеграционных процессов по сближению законодательств государств-членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также с Европейским Союзом в области аккредитации, оценки (подтверждения) соответствия, снижение технических барьеров вывода в обращение впервые выпускаемой продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, упрощение процедур оценки соответствия продукции требованиям технического регламента, создание национального органа по аккредитации, обеспечение участия Российской Федерации в международных организациях по аккредитации (IAF, ILAC), формирование условий для международного признания системы аккредитации в Российской Федерации.
Законопроект предусматривает внесение следующих основных изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании":
1. Возможность применения при разработке технических регламентов европейских принципов "нового подхода", предусматривающих установление в технических регламентах "обобщенных требований" к безопасности и характеристикам продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - процессы), а конкретные требования и процедуры оценки соответствия - в стандартах (подпункт "г" пункта 4).
2. Возможность применения европейского принципа "модульного подхода" подтверждения соответствия продукции установленным обязательным требованиям. Законопроектом предусматривается, что перечень типовых схем (модулей) обязательного подтверждения соответствия вместе с рекомендациями по их использованию утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 12).
3. Создание единой национальной системы аккредитации на основе международных и европейских принципов и подходов. Законопроектом устанавливается, что национальный орган по аккредитации определяется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации (пункт 18).
4. Наделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, устанавливать критерии (требования) аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) на основании международных стандартов (подпункт "в" пункта 17).
5. Закрепляются новые принципы технического регулирования (подпункт "г" пункта 3).
6. Из оценки соответствия продукции выведена аккредитация, как одна из ее форм. Такой подход обусловлен необходимостью гармонизации законодательства в сфере технического регулирования для международного признания аккредитации и результатов оценки соответствия (подпункт "в" пункта 4).
7. Возможность применения временных стандартов и стандартов организаций для целей подтверждения соответствия продукции, в том числе инновационной. Законопроектом предусматривается введение нового документа в области стандартизации "предварительный национальный стандарт" (пункт 10).
Кроме того, законопроектом вводится процедура мониторинга применения "предварительного национального стандарта" для принятия решения национальным органом по стандартизации об утверждении его в качестве национального стандарта или об отмене по истечении срока действия (статья 16.2.).
8. Устанавливается, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты (федеральный закон, указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации или нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) (подпункт "д" пункта 4).
9. Устанавливается право заявителя при декларировании соответствия продукции, не применяющего для подтверждения соответствия продукции документы в области стандартизации, обратиться в орган по сертификации за проведением работ по подтверждению соответствия своей продукции требованиям технических регламентов и на основании полученных результатов принять декларацию о соответствии (подпункт "г" пункта 13). Кроме того, согласно законопроекту заявитель вправе использовать свою техническую документацию для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов (подпункт "а" пункта 16). Уточняется состав технической документации, позволяющей установить соответствие продукции требованиям соответствующего технического регламента (подпункт "а" пункта 13).
10. Исключение требования об обязательном подтверждении соответствия продукции, на которую не распространяется действие технических регламентов и которая не включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (подпункт "а" пункта 24).
11. Переход на уведомительный (заявительный) порядок подачи декларации о соответствии, в том числе с обеспечением возможности ее подачи в электронной форме.
12. Законопроектом устанавливается, что применение ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер осуществляется в соответствии с федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О карантине растений" и Законом Российской Федерации "О ветеринарии" до принятия технических регламентов, устанавливающих требования к отдельным видам продукции (подпункт "б" пункта 24).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "в" пункта 24
13. Расширение перечня расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. В их число включены работы по проведению экспертизы проектов международных и региональных стандартов (подпункт "а" пункта 23), на разработку международных и региональных стандартов, а также уплату взносов в международные организации аккредитации (подпункт "б" пункта 23). Введение данной нормы обусловлено необходимостью завершения до 1 января 2012 г. работ по уточнению, актуализации региональных (межгосударственных) и национальных стандартов в целях установления единых требований к продукции, а также одинаковых методов исследований (испытаний) и измерений для решения задач, связанных с обеспечением разрабатываемых технических регламентов ЕврАзЭС и таможенного союза стандартами. Для решения данной задачи потребуется дополнительное выделение из федерального бюджета около 350 млн. рублей.
14. Уточнена сфера применения Федерального закона "О техническом регулировании" (подпункт "в" пункта 1).
15. Вводятся новые термины: "аттестат аккредитации", "эксперт по аккредитации", "технический эксперт", "область аккредитации", "область оценки соответствия" и "одобрение типа", а также переработана или уточнена терминология, уже применяемая для целей Федерального закона "О техническом регулировании" ("техническое регулирование", "контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов", "технический регламент" и "испытательная лаборатория (центр)" (пункт 2).
Для правовой системы Российской Федерации принятие законопроекта будет означать дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере технического регулирования.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению необоснованных издержек изготовителей продукции (лиц, выполняющих функции иностранного изготовителя) при выводе продукции в обращение. Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов. Вместе с тем принятие законопроекта потребует внесение изменений в 6 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, позволит скорректировать действующую систему технического регулирования.
Принятие законопроекта не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 163 "Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия";
постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1028 "Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 397 "Об утверждении положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" (в части полномочий по аккредитации испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации и экспертов);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (в части полномочий по аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (в части полномочий по аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий);
постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (в части полномочий на проведение в установленном порядке работ по аккредитации в установленной сфере деятельности).
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Законопроектом расширяется перечень расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Введение данной нормы обусловлено необходимостью завершения до 1 января 2012 года работ по уточнению, актуализации региональных (межгосударственных) и национальных стандартов в целях установления единых требований к продукции, а также одинаковых методов исследований (испытаний) и измерений для решения задач, связанных с обеспечением разрабатываемых технических регламентов ЕврАзЭС и таможенного союза стандартами.
Для решения данной задачи потребуется разработать 700 документов по стандартизации (региональные (межгосударственные), национальные стандарты), для чего потребуется выделить из федерального бюджета около 350 млн. рублей из расчета средней стоимости затрат на один стандарт 500 тысяч рублей.
Что касается уплаты взносов в международные организации аккредитации, Российская Федерация завершает в рамках принятых и ратифицированных Российской Стороной соглашений "Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза" и "О взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия" проведение организационных мероприятий по вступлению Российской Федерации в международные организации в области аккредитации (IAF, ILAC) со сроком вступления в 2012 году.
Создание национального органа по аккредитации будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на исполнение функций по аккредитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.