Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 442980-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)" внесен Минпромторгом России (В.Б. Христенко).
Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 января 2010 г. N Пр-155 (подпункт "д" пункта 1 перечня поручений) и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 января 2010 г. N ИШ-П7-411.
Законопроект направлен на усиление мер административной ответственности за нарушения обязательных требований в области технического регулирования, направленных на создание эффективных и жестких мер воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, включая производителей, органы по сертификации, испытательные лаборатории.
Действующая глава 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП) устанавливает административную ответственность исключительно за нарушения требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Установленные статьей 19.19 КОАП размеры штрафов не соответствуют рискам причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (далее - причинение вреда).С образованием таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации совершенствуется система технического регулирования. Среди принятых мер, в том числе переход в основном от обязательной сертификации к декларированию соответствия, который осуществляется на основе анализа рисков причинения вреда, степени обращения продукции и сложности (простоты) ее конструкции, а также подготовленности пользователей продукции к ее применению. Такой переход соответствует наилучшей практике Европейского Союза. При этом солидарная (при сертификации) ответственность за выпуск в обращение продукции, не соответствующей техническим регламентам, переносится на изготовителя (при декларировании). Однако административная ответственность изготовителя продукции за недостоверное декларирование соответствия продукции, в том числе впервые выпускаемой в обращение продукции, в КОАП не установлена. Кроме того, КОАП не содержит составов, предусматривающих ответственность за нарушения обязательных требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - процессы), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, применяемых до вступления в силу технических регламентов для целей обязательного подтверждения соответствия продукции, а также за выпуск в обращение продукции, несоответствующей таким требованиям.
В целях устранения указанных пробелов правового регулирования, законопроектом предлагается:
1. Сгруппировать нормы об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере технического регулирования в нескольких статьях 14.39-14.40 КОАП, исключив из других его статей такие нормы с целью формирования единой правоприменительной практики.
2. Сгруппировать в одной статье нормы об административной ответственности за нарушения законодательства об обеспечении единства измерений.
3. Установить административную ответственность за нарушение обязательных требований в отношении продукции (работ, услуг), а также связанных с требованиями к ней процессов и объектов, особенности регулирования которых устанавливаются статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании".
4. Увеличить размеры административных штрафов за нарушение законодательства в сфере технического регулирования, установив максимальный размер административного штрафа: для физических лиц - пять тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей, а для юридических лиц - один миллион рублей.
5. Установить принцип, в соответствии с которым оформление протокола об административном правонарушении осуществляется должностным лицом уполномоченного органа государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных в технических регламентах обязательных требований к продукции и связанных с требованиями к ней процессов, а решение о наложении административного штрафа выносить исключительно судом общей юрисдикции (арбитражным судом).
Такой подход обусловлен необходимостью обеспечения всестороннего и объективного рассмотрения дел об административных правонарушениях в условиях повышения ответственности участников рынка за выпуск в обращение продукции, не соответствующей установленным требованиям;
По отдельным составам КОАП законопроектом предусматривается увеличение санкции за повторность действий или бездействия, конфискация предметов административного правонарушения (статьи 14.4 и 14.39), а также дисквалификация должностных лиц органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) сроком до трех лет (часть 3 статьи 14.40).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Уточнить полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях (статья 23.1), органов, осуществляющих функции государственного контроля (надзора) за выполнением требований технических регламентов, а также должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (статья 28.3).
8. Разграничить в отличие от действующей редакции статьи 19.19 КОАП ответственность участников рынка, в том числе:
за нарушения технических регламентов, требований к продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или к связанным с ними процессам, установленных в соответствии со статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании", применяемых до вступления в силу технических регламентов для целей обязательного подтверждения соответствия продукции (часть 1 статьи 14.39);
за выпуск в обращение продукции, не соответствующей указанным требованиям;
за маркировку продукции знаком обращения на рынке (маркировку знаком соответствия продукции), соответствие которой не подтверждено требованиям технических регламентов (нормативных правовых актов или нормативных документов);
за нарушение правил выполнения работ по сертификации, а равно выдачу сертификата соответствия или принятие декларации о соответствии с нарушением требований законодательства о техническом регулировании (часть 3 статьи 14.40);
за нарушение требований законодательства об обеспечении единства измерений (статья 19.19).
Кроме того, законопроектом предлагается скорректировать объекты правонарушений (статья 14.4 КОАП), связанные с обеспечением интересов государства в соответствии с Законом "О защите прав потребителей", Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов", иными законодательными и подзаконными актами.
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, позволит скорректировать действующую систему административной ответственности за нарушения в сфере законодательства о техническом регулировании и обеспечении единства измерений, а также установить жесткие меры воздействия в отношении недобросовестных участников рынка, а также объективно и дифференцированно назначать административные наказания с учетом характера конкретного правонарушения, степени его общественной опасности и рисков причинения вреда.
Принятие законопроекта не повлечет изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ответственности за нарушение требований технических регламентов)" не потребует расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.